Рано утром в районе 6 утра выдвигаемся из Батуми в сторону таможни. Накануне вечером купили в обменнике немного турецких лир, на всякий случай. Дальнейшие все платежи старались производить по карте (хорошо если она есть), так курс на много выгоднее.
Прохождение грузинско-турецкой таможни
Обязательно перед границей ещё на грузинской стороне приобрести страховку. Там находится миллион круглосуточных ларьков, где можно её купить. Но есть одно НО! У нас машина Mitsubishi L200, пикап. Она категории Б, но при этом грузовая-легковая. Потому страховку нам продать у них не получалось, у них есть лицензия только на обычные легковые машины.
И что же делать? Прямо после прохождения грузинской границы купить страховку внутри таможни, там есть представительство турецкой страховой компании. Но у вас должно быть достаточно наличных средств для этого. И самое интересное: здесь страховка ГОРАЗДО ДЕШЕВЛЕ!
Инструкция: Внутри таможни после прохождения грузинской таможни есть стрелочки и два пути: для машин со страховкой и машин без страховки. Едем туда где без страховки и в первом же окошке её приобретаем.
А теперь про прохождение таможни со стороны пассажира, так как водителя и пешеходов разделяют. Пешеходы проходят таможню значительно быстрее, чем водитель, и приходится потом ещё довольно продолжительное время ждать. Таможня летом перегружена. Даже в 6-7 утра.
Пассажиры входят в это интересное футуристической формы здание и выходят уже в Турции. Что происходит в этот момент с их водителем остаётся только догадываться. Симки у нас ни грузинской, ни турецкой нет. Потому связи (дешёвой) тоже нет. Только через роуминг. В Грузии кажется 120 руб/мин, в Турции 60 руб/мин, около того.
Естественно, внутри таможни снимать нельзя, сняла один вид на море из окошка здания. Чтобы вы оценили масштабы постройки - вот одно фото. Это снято из очередного коридора уже в районе турецкой стороны. То есть здание и маршрут довольно длинный. Всё интуитивно понятно, есть эскалаторы, стрелочки, санузлы и duty free.
Проверка паспортов без вопросов, стали в нужную точку, глянули в камеру, штамп, свободны... Вот мы уже вышли в Турции и ждали Мишу с машиной ещё примерно 30 - 40 минут.
Когда Миша выехал, поставили машину на стоянке (с местами тут напряжёнка, кстати, имейте это в виду) и пошли покупать сим карту. В отличии от Грузии в Турецких симках для туристов безлимита нет. Взяли симку с 20 Гб интернета. Для работы навигатора + решения каких-то оперативных вопросов и звонков по Whatsapp вполне достаточно. Конечно с учётом что в отелях есть wi-fi.
Пока ждала Мишу сняла пейзажик буквально со стоянки:
Ну всё! В дорогу! Особенности турецкого движения
Отель мы забронировали через Букинг в местечке под названием Першембе. Вы потом поймёте, что место реально райское. Находится этот маленький городок около более крупного города Орду, который в свою очередь расположен практически посередине между довольно крупными Трабзоном и Самсуном.
А теперь об особенностях движения на автомобиле по дороге именно вдоль чёрного моря. Про другие судить не могу, так как там мы не ездили, цель этой поездки облюбовать именно этот берег.
Пейзажи за окном практически одинаковые в плане классических трёх - семи - десяти этажных зданий. Да, каждое со своей декораторской изюминкой, но в целом из посёлка в посёлок архитектура не меняется. А вот мечети одна другой интереснее, от классических до модерна.
Правила дорожного движения это отдельная история. Разрешённое превышение +10%. То есть если стоит ограничение 50, то максимум вы можете ехать 55 км/час. И ещё такая фишка: на трассе ограничение 110 км/час, в населённых пунктах и на пешеходных переходах 50 км/час. И смена этих скоростей не постепенная, а РЕЗКО. Было 110 - хлоп 50! А местные несутся, как будто им глубоко плевать на ограничения. И когда ты начинаешь резко тормозить, создаётся аварийная ситуация, потому как фура, которая тебя поджимает сзади так резко скорость сбросить не может и, главное, НЕ ХОЧЕТ. Одни эмоции и седина на голове! Учтите это.
А что будет если правила не соблюдать? Вас не выпустят из страны на обратном пути без оплаты всех штрафов. А если не оплатите, то больше и не впустят. А штрафы не маленькие! Довольно чувствительно. Это не про нас, мы без штрафов, а вот каждая вторая машина на обратном пути на таможне была с довольно внушительными суммами. Так что в ваших интересах правила соблюдать, хоть и иногда посредством невроза )))
Ещё удобно, или наоборот, не удобно, что параллельно основной дороге в городках есть дорога внутренняя. Классно что ты стал на трассу и едешь прямо не сворачивая до пункта назначения. Но вот магазинчики и супермаркеты находятся на этих параллельных дорогах и чтобы на них свернуть с трассы нужно приложить мозг. Банально чтобы купить питьевой воды придётся поискать места их соприкосновения с трассой, а таких не много.
Ещё отметим такую особенность - чёрное море похоже для местных жителей вовсе морем не считается. Точнее это место для производства рыбы (рыбных ферм здесь тысячи!!!), место расположения промышленных объектов. Или место куда вместо свалки можно свались мусор, потом уплотнить его, закатать в асфальт и устроить взлётную полосу для аэропорта прямо в море. Огромное количество портов и фабрик у кромки моря и практически полное отсутствие пляжей и купающихся, до Трабзона так точно.
Вот, кстати, снятое из окна машины здание чайной фабрики Caykur в виде традиционной турецкой чашечки. Находится прямо на берегу моря.
А вот городок на берегу и полное отсутствие пляжей как вид. Зато с портом.
После Трабзона пляжи начинают встречаться, но всё равно именно купающихся на них очень мало. В основном люди сидят в шезлонгах, потягивают чаёк и наслаждаются моментом. Вот уже чего не отнять, а спокойно сидеть и без гаджетов наслаждаться шумом моря, птицами и вообще жизнью, мирно потягивая чаёк они умеют. Берём пример!
Продолжение здесь: