Найти в Дзене
omansio

История одного старого села (продолжение 3)

Во время войны хозяйство колхоза значительно расширилось,появились маслозавод,птичник,увеличились огороды. Ливановцам было тяжко , ведь почти все что производилось отправлялось на фронт. Для себя люди растили табак ,затем измельчали его и продавали на золотоносных Джетыгаринских приисках На плечах людей лежало и налоговое бремя: каждая семья, имеющая корову, должна была сдавать налог в виде 9 кг топленного сливочного масла от дойной коровы. Прием молочной продукции производил Ливановский маслозавод. Заготовитель дед Акименко А.В. – на гужевом транспорте объезжал окрестные села, собирая молоко и производные от него. У него были весы, фляги, он выписывал квитанции. Все это сдавали государству для поддержания фронту. Война шла своим чередом. Село Ливановка приютила репрессированых и сосланных с Поволжья немцев, в Ливановку только в первой партии прибыло 201 человек, а в селе смогли выделить только пять помещений для них, быстро возвели еще 17, потом с Кавказа переселили в Ливановку чечен

Во время войны хозяйство колхоза значительно расширилось,появились маслозавод,птичник,увеличились огороды. Ливановцам было тяжко , ведь почти все что производилось отправлялось на фронт. Для себя люди растили табак ,затем измельчали его и продавали на золотоносных Джетыгаринских приисках На плечах людей лежало и налоговое бремя: каждая семья, имеющая корову, должна была сдавать налог в виде 9 кг топленного сливочного масла от дойной коровы. Прием молочной продукции производил Ливановский маслозавод. Заготовитель дед Акименко А.В. – на гужевом транспорте объезжал окрестные села, собирая молоко и производные от него. У него были весы, фляги, он выписывал квитанции.

-2

Все это сдавали государству для поддержания фронту. Война шла своим чередом. Село Ливановка приютила репрессированых и сосланных с Поволжья немцев, в Ливановку только в первой партии прибыло 201 человек, а в селе смогли выделить только пять помещений для них, быстро возвели еще 17, потом с Кавказа переселили в Ливановку чеченцев и ингушей.Но их было всего 7 семей.И фамилия у всех была Мурзабековы. Тиф и голод косили людей. Первый год в ссылке был самым страшным. Свирепствовал голод. Голодали все , не только спецпереселенцы, но и местные жители.Люди ели собак, сусликов сурков, птиц.Немецкому населению на первых порах приходилось не сладко,местное население хоть и понимало ,что их вины в войне нет, но относилось без сочувствия до поры до времени., а кавказские мужчины в широких чёрных бурках поначалу пугали местных , а потом они выручали всех ливановцев тем, что шили для них неплохие чувяки (кожаная обувь, вроде тапочек)

-3

Положение спецпереселенцев отягчалось строгим спецрежимом, обязательно надо было отмечаться каждый день в комендатуре, даже чтобы навестить родственников в соседнем поселке, или пойти на похороны родственника, надо было взять разрешение у коменданта

 Родственники Исы Кодзоева
Родственники Исы Кодзоева

За самовольную отлучку давали 15 суток. Когда наступила весна, репресированных послали пахать землю, впрягали в плуг к оров, реже быков, бывало так ,что погонщик чеченец , а плугатором украинец, за коровами приглядывала немка . И когда делали перерыв для отдыха, пахари доили корову себе прямо в рот и пили молоко, таким образом, спасались от голода

-5

Трудности войны сплотили народ села Ливановка, вне зависимости от нации. Аккуратность, дисциплина и техническая грамотность немцев - внесли определенный успешный вклад в производстве колхоза, урожаи повысились,выработка трудодней на колхозника возросла

-6

Многие из переселенных в Ливановку немцев были призваны в трудовую армию.Как таковой статус трудармейца был очень неопределенным. Они призывались через Джетыгаринский и Орджонекидзевские военкоматы, но не числились как военнослужащие. Они содержались как заключенные — за колючей проволокой и с мизерным пайком, — хотя и не были осуждены, уголовные дела на них не заводились.

-7

Трудармейцы жили отдельно от зеков, в бараках, огороженных забором или колючей проволокой.Труд был адский,многие такой нагрузки не выдерживали .умирали. По собственной воле они не могли поменяться даже койками в бараке. В каждой из них был человек, отвечавший за поддержание чистоты и порядка, как правило освобожденный от тяжелых физических работ. Если трудармеец выполнял или перевыполнял план, был дисциплинирован, то ему разрешалось свидание с родственниками. После такой встречи его тщательно обыскивали.

-8

Сбежать от непосильного труда и голода было практически невозможно — система вооруженной охраны там работала безупречно. Людей проверяли по спискам утром и вечером, если кого-то не хватало, немедленно объявлялся розыск. На работу трудармейцев выводили строем под присмотром стрелков ВОХРа.Много было больных.

-9

Кроме того, для предотвращения побегов за пределами строящихся объектов было немало скрытых точек наблюдения чекистов. Работала и широко разветвленная агентурная сеть осведомителей,за лишнюю пайку хлеба свои же сдавали своих. Нарушители дисциплины выявлялись регулярно: так, в 1942 году на «Челябметаллургстрое»(а основная часть ливановских трудармейццев работал на создании этого завода) было расстреляно 309 немцев за саботаж и дезертирство, еще 230 приговорены к различным срокам заключения.

-10

Макотченко В.С.(демобилизованный с фронта) был назначен директором школы с совмещением преподавания истории.В 1944 году он поступил, а в 1948 году окончил исторический факультет Магнитогорского педагогического института. Десять лет директорствовал в Ливановской средней школе , которая в 1943 году была преобразована в среднюю с восьмым, а в последующие годы с 9-10 классами. Просьбу родителей, руководства колхоза, сельского совета, парторганизации колхоза поддержали секретарь Орджоникидзевского райкома партии Виктор Матвеевич Образцов, заведующий Кустанайским облоно Илья Фомич Клевцур. Сколько радости в селе: дети смогут учиться дальше.

Макотченко Василий Семенович
Макотченко Василий Семенович

Успевающим давали тетради, цветные карандаши, 0,5 килограмма сахара и т.д., но существовала несправедливость, у тех детей чьи родные с семьи попали в плен, либо пропали без вести , или были репрессированным -такой льготы не предусматривалось.Обучение велось и иностранным языкам,в Ливановской школе преподавали русский ,украинский,немецкий и арабский языки.Арабская азбука была основой грамматики для казахов вплоть до 1949 года

Сербин Илья Пантелеевич
Сербин Илья Пантелеевич

И только учитель Илья Пантелеевич Сербин убедил председателя райисполкома , что кормить необходимо всех - это же дети . В тот период школьный учитель в селе получал 240 рублей,техничка в школе 110 рублей ,часть заработка приходилось перечислять в счет обязательных и добровольно-принудительных платежей фронту. С августа 1941 года в СССР наметился устойчивый рост цен, в том числе на продукты и предметы первой необходимости. В октябре 1941 года были введены карточки. Своего максимума цены военного времени достигли в мае 1943 года, когда, в тыловой Челябинской области(а наш регион во время войны относительно относился к Челябинской области) за килограмм свинины на рынке требовали 400 рублей, за 1 кг муки – 230 руб, картошка шла по 76 рублей.

-13

В 1946 году состоялся первый выпуск средней школы . Ученики Ливановской школы в годы войны стали серьезными производственными единицами. Учащихся , начиная с 7 класса, обучали сельскохозяйственным работам: как ухаживать за посевами, проводить весенне-полевые и уборочные работы . После двух уроков всех ребят отправляли на работу – на поля, на сенокос, на ток; дети собирали верхушки клубней картофеля, на удобрение – золу и куриный помет . Детей разбивали по отрядам, в которых устанавливался военизированный порядок: режим, подъем по сигналу, выход на работу строем, беспрекословное подчинение и строжайшее исполнение поручений учителей, председателя колхоза. В полевых работах были заняты как учащиеся, так и учителя. Кроме того, школьников обязывали заниматься агитационной, культурно-массовой и военно-физкультурной работой. В школах детей учили стрелять, бросать гранаты, ползать по-пластунски . А еще пионеры принимали участие в сборе теплых вещей, подарков для фронта, средств для строительства военной техники

-14
Иса Коздоев
Иса Коздоев

Из воспоминаний Исы Коздоева:" Попал в Денисовский интернат для сирот. Потом из этого интерната меня как спецпереселенца исключили: иди куда хочешь. Отправили меня в Ливановку. Был такой поселок на окраине Денисовского района. Глава РОНО сказал, что там есть одно место: "Все время танцуй, пока будешь ехать,чтобы не замерз в кузове.". Пятьдесят километров надо было ехать в открытой машине. Хвала аллаху ,мороз был несильный, градусов десять.Танцевал! И ритуал "зикр" совершал.

-16

Село располагалось на кургане, дом коменданта – наверху. Он вывел меня: "Камышовую крышу видишь?" – "Вижу". – "Хорошо видишь, ингуш?" – "Хорошо вижу". Потом он мне дал пинка. "Катись, – говорит, – туда. Там отдашь документы".Это был маленький детдом.Встретили меня в детдоме хорошо, сразу отвели в столовую. Надежда Васильевна, наша кухарка, большую миску борща мне поставила: «Все ешь, а то половником по голове огрею, сукин сын». А я и без нее бы все уплел! В детском доме было семнадцать девочек и тринадцать мальчиков.

    В Ливановку была эвакуирована с Украины Борц Марина Исааковна. Она и возглавила школу.
В Ливановку была эвакуирована с Украины Борц Марина Исааковна. Она и возглавила школу.

Бывший кулацкий дом, широкий коридор посередине, с одной стороны мальчики, с другой — девочки. Полные сироты, как я, жили на полном обеспечении круглый год. По национальности — русские, украинцы, казахи, немцы, девочки-литовки были. Так я жил с шестого по десятый класс, до 1956 года.

Временное удостоверение отца Исы Кодзоева
Временное удостоверение отца Исы Кодзоева

Иса Кодзоев рос замкнутым и обидчивым ребенком. И гордым. В письме через много-много лет он напишет своей учительнице, Ульяне Лукьяновне Мостовой, которая преподавала в те годы русский язык и литературу в селе Ливановка Орджоникидзевского района Кустанайской области Казахстана и была воспитателем в детском доме , где учился Исса Кодзоев:«Помните ли Вы тот день, когда я почти нагой пришел в детдом? Это было в декабре. На мне – полуботинки и рваный картуз.День был морозный, а я проехал более полуста километров. Но этот день не был худшим в моей жизни. Худшее было раньше. Вам даже неизвестно, почему меня исключили из Денисовского интерната. Вот теперь, когда прошло много лет, я расскажу... Ругая меня, учитель ботаники плохо отозвался о моем покойном отце. Я швырнул в него гербарий, а потом сел на пол и зарыдал. Моя мать умерла, когда мне было три месяца, плохо помню и отца. И,наверное, я бы вечно мерз, не будь Вас, многих учителей и других людей, тех, кто заменил мне родителей.

Педагогический коллектив ливановской средней школы 1950- 1952 годы . Директор школы Ержанов . Марченко И.К. . Пертренко(Мостовая) У . Л . Венгрова П .Л . Григурко В.А. Ульяна Лукьяновна
Педагогический коллектив ливановской средней школы 1950- 1952 годы . Директор школы Ержанов . Марченко И.К. . Пертренко(Мостовая) У . Л . Венгрова П .Л . Григурко В.А. Ульяна Лукьяновна

В школе я много шалил, много Вашего здоровья было потрачено на меня. Вы простите меня, моя добрая учительница!»

1 ряд – Николаев Яков, Сиротенко Геннадий. 2 ряд – Повод Александр, Воробьева Евдокия, Сербин Василий, 
Цуров Марат
3 ряд – Матушок, Янов Александр, Абт Луиза Васильевна – учитель, Макотченко Василий Семенович – директор, Мостовая Мария, 
Лифенко Иван
4 ряд – Лифенко Ольга Пантелеевна – учитель, Макотченко Раиса Михаиловна – учитель, Григурко Василий Алексеевич – учитель, 
Тульчинская Зоя
1 ряд – Николаев Яков, Сиротенко Геннадий. 2 ряд – Повод Александр, Воробьева Евдокия, Сербин Василий, Цуров Марат 3 ряд – Матушок, Янов Александр, Абт Луиза Васильевна – учитель, Макотченко Василий Семенович – директор, Мостовая Мария, Лифенко Иван 4 ряд – Лифенко Ольга Пантелеевна – учитель, Макотченко Раиса Михаиловна – учитель, Григурко Василий Алексеевич – учитель, Тульчинская Зоя
В состав учительского  коллектива входили: Венгрова Прасковья  Лукьяновна
Сербина Галина Пантелеевна
Григурко Василий  Алексеевич
Фот (Абт) Луиза Васильевна
Лифенко Ольга Пантелеевна
Вальтер Федор Яковлевич
Стародуб Раиса Михайловна
В состав учительского коллектива входили: Венгрова Прасковья Лукьяновна Сербина Галина Пантелеевна Григурко Василий Алексеевич Фот (Абт) Луиза Васильевна Лифенко Ольга Пантелеевна Вальтер Федор Яковлевич Стародуб Раиса Михайловна

В Ливановке, в том же детдоме,где преподавали Ульяна Лукьяновна и ее сестра Прасковья, Исса окончил школу.

  Ученики Ливановской школы 1947 год
Ученики Ливановской школы 1947 год
Директор Ливановской средней школы 1952-54 годы Иван Маркович Неделько,белорусский партизан..кавалер ордена Красной Звезды.
Директор Ливановской средней школы 1952-54 годы Иван Маркович Неделько,белорусский партизан..кавалер ордена Красной Звезды.

В седьмом классе был предмет "Конституция СССР". Учитель по этому предмету был Ким Иван Иванович, по национальности кореец. Я поднял руку и говорю: "Почему вы сказали, что все народы имеют одинаковые права? Почему для ингушей и немцев нет таких прав, как для остальных граждан СССР?" Он взял футляр из-под очков и стукнул меня по голове: "Бандючонок! Для бандитов и фашистов тюрьмы строят, а не конституции пишут!"

-24
-25

Зима. Неотапливаемый клуб. Нас собрали. Детвора впереди, на портфелях. Парторг вышел: "Вождь мирового пролетариата..." — все семнадцать титулов его перечислил. "Иосиф Виссарионович Сталин после непродолжительной болезни скончался". А тогда, знаете, было принято хлопать после "Иосиф Виссарионович". И эти ингушата, которые сидели [в первом ряду]: "Ура!" — и захлопали. Их оттуда пинками! Я знал, что хлопать нельзя, траурное такое дело. Он объявил, и нас оставили плакать. Мы с Арнольдом сидели за одной партой, потому что с нами никто не хотел сидеть: я бандит, а он фашист. Арнольд говорит: "Шакал умер, да?" Я: "Да!" — и радуемся! От смеха давимся, такая радость у нас обоих. Учительница наша по географии считала, что мы задыхаемся от плача. И гладит Арнольда по плечу: "Ничего, ребята, партия нас не оставит, она нас выручит". У нас была девочка одна русская, мы ее Плакса называли. Мы ее на перемене поймали: "Как урок только начнется, ты заревешь. Не заревешь — ух мы тебе на перемене!.." Приходит учитель, урок начинается. И вдруг эта девочка: "Господи, что мы будем делать, генеральный секретарь ЦК партии, вождь мирового пролетариата умер!" Девочки подхватывают. Потом мальчики. И все, урок сорван. Мы этим делом занимались две недели. Потом нас расколола учительница по географии, Марья Степановна. "Кодзоев! Угомони Арнольда, хватит, — говорит, — учиться надо".

-26

Не меньший интерес представляют и последующие страницы жизни ливановцев. Оплата труда колхозников производилась за так называемые трудодни, которые в народе называли «палочками», так как бригадиры в своих тетрадях их проставляли в виде черточек. Трудодень - это не календарный день. За работу в определенный календарный день колхозник мог получить и 1,5, а то 2 трудодня; это зависело от сложности и трудоемкости работы. Всего существовало сначала 5, а потом 7 групп расценок.

-27

Трудоднями измерялись затраты труда колхозников в общественном хозяйстве и их долевое участие в распределяемых доходах с 1930-го до 1966 г. К примеру, в 1941 г. в соответствии с инструкцией Наркомата земледелия СССР, за каждые 100 литров надоенного молока предусмотрено 1,7 и 1,8 трудодня. За выращивание телят до 15–20 дневного возраста и за подготовку коровы к отелу – 8 т/дней. За подготовку нетелей к отелу – 7 т/дней и т.д. Средняя выдача продуктов питания на один трудодень колхозниками (1940- 1955 годы)

-28
-29

По воспоминаниям очевидцев, за трудодни в довоенные и послевоенные годы в большинстве своем в колхозе платили пшеницей, просом, горохом, всем тем, что выращивали сами в производстве,маслом ,мукой.

-30

Сыроварня в Ливановке появилась еще в дореволюционные годы,Моисей Белоус открыл маслобойню, производили немного и сыра. Но после Гражданской войны это дело в Ливановке заглохло.Но с образование колхоза опять возродилось. Колхозники обучились и стали делать масло и сыр. Появилася крупная сыроварня,а в годы Великой отечественной войны на базе сыроварни и эвакуированного оборудования из Украины создан маслозавод. Дело это стало выгодным и для фронта

-31

Марка ливановскогно сыра и масла славилась не только в районе и области, но и по СССР ,его экспротировали и дальнее зарубежье.Особенный спрос был на масло.

-32

Масло было высшего качества – желтенькое, со слезинками, вкус чистый, свежий, ароматный, а хранили его в ледниках.Упаковывали масло в невиданную по тем временам фольгу. Каждую зиму на озере Тумарлы распиливали лед и привозили на маслозавод, где был огромный ледник. Маслозавод, обслуживал все хозяйства района.Отправляли масло в Магнитогорск, Троицк. Кроме масла здесь производили кефир, творог, брынзу,сыр , сметану,казеин и даже мороженое.

-33

Долгое время директором маслозавода был Козлов Алексей Сергеевич . Жизнь ливановцев стала постепенно налаживаться, стали исчезать символы военных лет. В 1948 году в основном была закончена демобилизация из вооруженных сил. Годом раньше отменили карточную систему. Все более осязаемыми становились результаты послевоенного восстановления. В животноводстве неплохие результаты имели заведующий молочной фермой Нижник Сергей Никифорович, зав. конефермой колхоза "III Интернационал" Писаренко Иван Федорович.Руководил колхозом Чубарь Григорий.Сменил его Козодуб.

-34

Колхоз окреп,в хозяйстве были аслозавод.крупорушка,мельница,парниковое хозяйство,огороды,свинарник ,конеферма,молочная ферма,на берегу озера Тумарлы белел огромный птичник.

фото 40-е годы - колхозная Ливановская ферма В нижнем ряду с краю Нижник Евдокия рядом Тульчинская Елена. Выше Евдокии с краю Янов Александр, с другой стороны а конце ряда Игнатенко Андрей( ветврач)
фото 40-е годы - колхозная Ливановская ферма В нижнем ряду с краю Нижник Евдокия рядом Тульчинская Елена. Выше Евдокии с краю Янов Александр, с другой стороны а конце ряда Игнатенко Андрей( ветврач)

5 июля 1948 года в Ливановке организованно прошел день школы. Ранним утром в этот день к школе пришло почти все трудоспособное население. В числе пришедших и 80-летние колхозники Панченко И., и Абт, также изъявившие желание вложить возможную долю своего полезного труда в общенародное дело по подготовке школ к предстоящему учебному году. В работах, производимых в день школы, приняло участие 116 человек с привлечением необходимого транспорта. Планом работы дня школы в основном предусматривалось подготовка строительного материала, его подвозка и укладка.

-36
Фото из альбома Татьяны Вербицкой (Макотченко). На обороте 10-й класс ливановской СШ 5 июля 1948 г.: Ученики 1. Сидоренко Прасковья; 2. Макотченко Анна; 3. Мостовая Ульяна; 4. Залесская Тася; 5. Бегаенко Виталий; 6. Щербина Федор и Щербина Николай 7. Копытко Надежда. Учителя: Стародубцева Раиса Михайловна; Макотченко Василий Семенович; Раабе Елена Титовна; Фот Луиза Васильевна; Ромянова Мария Филлиповна
Фото из альбома Татьяны Вербицкой (Макотченко). На обороте 10-й класс ливановской СШ 5 июля 1948 г.: Ученики 1. Сидоренко Прасковья; 2. Макотченко Анна; 3. Мостовая Ульяна; 4. Залесская Тася; 5. Бегаенко Виталий; 6. Щербина Федор и Щербина Николай 7. Копытко Надежда. Учителя: Стародубцева Раиса Михайловна; Макотченко Василий Семенович; Раабе Елена Титовна; Фот Луиза Васильевна; Ромянова Мария Филлиповна

В результате самоотверженного труда участников дня школы, за этот день подвезено к месту строительства более 5000 штук самана, выстроено для интерната школы новое саманное здание в 85 квадратных метров, для постройки школьного дома сделаны первые около полутора тысячи самана, подвезено 18 бричек глины, заготовлено и подвезено 15 бричек строевого камня.Так колхозное крестьянство, советская интеллигенция поселка Ливановка на деле осуществляют выполнение собственных социалистических обязательств по оказанию практической помощи школе в подготовке ее к новому учебному году.

Сельский совет 19551 год
Сельский совет 19551 год