Во время войны хозяйство колхоза значительно расширилось,появились маслозавод,птичник,увеличились огороды. Ливановцам было тяжко , ведь почти все что производилось отправлялось на фронт. Для себя люди растили табак ,затем измельчали его и продавали на золотоносных Джетыгаринских приисках На плечах людей лежало и налоговое бремя: каждая семья, имеющая корову, должна была сдавать налог в виде 9 кг топленного сливочного масла от дойной коровы. Прием молочной продукции производил Ливановский маслозавод. Заготовитель дед Акименко А.В. – на гужевом транспорте объезжал окрестные села, собирая молоко и производные от него. У него были весы, фляги, он выписывал квитанции.
Все это сдавали государству для поддержания фронту. Война шла своим чередом. Село Ливановка приютила репрессированых и сосланных с Поволжья немцев, в Ливановку только в первой партии прибыло 201 человек, а в селе смогли выделить только пять помещений для них, быстро возвели еще 17, потом с Кавказа переселили в Ливановку чеченцев и ингушей.Но их было всего 7 семей.И фамилия у всех была Мурзабековы. Тиф и голод косили людей. Первый год в ссылке был самым страшным. Свирепствовал голод. Голодали все , не только спецпереселенцы, но и местные жители.Люди ели собак, сусликов сурков, птиц.Немецкому населению на первых порах приходилось не сладко,местное население хоть и понимало ,что их вины в войне нет, но относилось без сочувствия до поры до времени., а кавказские мужчины в широких чёрных бурках поначалу пугали местных , а потом они выручали всех ливановцев тем, что шили для них неплохие чувяки (кожаная обувь, вроде тапочек)
Положение спецпереселенцев отягчалось строгим спецрежимом, обязательно надо было отмечаться каждый день в комендатуре, даже чтобы навестить родственников в соседнем поселке, или пойти на похороны родственника, надо было взять разрешение у коменданта
За самовольную отлучку давали 15 суток. Когда наступила весна, репресированных послали пахать землю, впрягали в плуг к оров, реже быков, бывало так ,что погонщик чеченец , а плугатором украинец, за коровами приглядывала немка . И когда делали перерыв для отдыха, пахари доили корову себе прямо в рот и пили молоко, таким образом, спасались от голода
Трудности войны сплотили народ села Ливановка, вне зависимости от нации. Аккуратность, дисциплина и техническая грамотность немцев - внесли определенный успешный вклад в производстве колхоза, урожаи повысились,выработка трудодней на колхозника возросла
Многие из переселенных в Ливановку немцев были призваны в трудовую армию.Как таковой статус трудармейца был очень неопределенным. Они призывались через Джетыгаринский и Орджонекидзевские военкоматы, но не числились как военнослужащие. Они содержались как заключенные — за колючей проволокой и с мизерным пайком, — хотя и не были осуждены, уголовные дела на них не заводились.
Трудармейцы жили отдельно от зеков, в бараках, огороженных забором или колючей проволокой.Труд был адский,многие такой нагрузки не выдерживали .умирали. По собственной воле они не могли поменяться даже койками в бараке. В каждой из них был человек, отвечавший за поддержание чистоты и порядка, как правило освобожденный от тяжелых физических работ. Если трудармеец выполнял или перевыполнял план, был дисциплинирован, то ему разрешалось свидание с родственниками. После такой встречи его тщательно обыскивали.
Сбежать от непосильного труда и голода было практически невозможно — система вооруженной охраны там работала безупречно. Людей проверяли по спискам утром и вечером, если кого-то не хватало, немедленно объявлялся розыск. На работу трудармейцев выводили строем под присмотром стрелков ВОХРа.Много было больных.
Кроме того, для предотвращения побегов за пределами строящихся объектов было немало скрытых точек наблюдения чекистов. Работала и широко разветвленная агентурная сеть осведомителей,за лишнюю пайку хлеба свои же сдавали своих. Нарушители дисциплины выявлялись регулярно: так, в 1942 году на «Челябметаллургстрое»(а основная часть ливановских трудармейццев работал на создании этого завода) было расстреляно 309 немцев за саботаж и дезертирство, еще 230 приговорены к различным срокам заключения.
Макотченко В.С.(демобилизованный с фронта) был назначен директором школы с совмещением преподавания истории.В 1944 году он поступил, а в 1948 году окончил исторический факультет Магнитогорского педагогического института. Десять лет директорствовал в Ливановской средней школе , которая в 1943 году была преобразована в среднюю с восьмым, а в последующие годы с 9-10 классами. Просьбу родителей, руководства колхоза, сельского совета, парторганизации колхоза поддержали секретарь Орджоникидзевского райкома партии Виктор Матвеевич Образцов, заведующий Кустанайским облоно Илья Фомич Клевцур. Сколько радости в селе: дети смогут учиться дальше.
Успевающим давали тетради, цветные карандаши, 0,5 килограмма сахара и т.д., но существовала несправедливость, у тех детей чьи родные с семьи попали в плен, либо пропали без вести , или были репрессированным -такой льготы не предусматривалось.Обучение велось и иностранным языкам,в Ливановской школе преподавали русский ,украинский,немецкий и арабский языки.Арабская азбука была основой грамматики для казахов вплоть до 1949 года
И только учитель Илья Пантелеевич Сербин убедил председателя райисполкома , что кормить необходимо всех - это же дети . В тот период школьный учитель в селе получал 240 рублей,техничка в школе 110 рублей ,часть заработка приходилось перечислять в счет обязательных и добровольно-принудительных платежей фронту. С августа 1941 года в СССР наметился устойчивый рост цен, в том числе на продукты и предметы первой необходимости. В октябре 1941 года были введены карточки. Своего максимума цены военного времени достигли в мае 1943 года, когда, в тыловой Челябинской области(а наш регион во время войны относительно относился к Челябинской области) за килограмм свинины на рынке требовали 400 рублей, за 1 кг муки – 230 руб, картошка шла по 76 рублей.
В 1946 году состоялся первый выпуск средней школы . Ученики Ливановской школы в годы войны стали серьезными производственными единицами. Учащихся , начиная с 7 класса, обучали сельскохозяйственным работам: как ухаживать за посевами, проводить весенне-полевые и уборочные работы . После двух уроков всех ребят отправляли на работу – на поля, на сенокос, на ток; дети собирали верхушки клубней картофеля, на удобрение – золу и куриный помет . Детей разбивали по отрядам, в которых устанавливался военизированный порядок: режим, подъем по сигналу, выход на работу строем, беспрекословное подчинение и строжайшее исполнение поручений учителей, председателя колхоза. В полевых работах были заняты как учащиеся, так и учителя. Кроме того, школьников обязывали заниматься агитационной, культурно-массовой и военно-физкультурной работой. В школах детей учили стрелять, бросать гранаты, ползать по-пластунски . А еще пионеры принимали участие в сборе теплых вещей, подарков для фронта, средств для строительства военной техники
Из воспоминаний Исы Коздоева:" Попал в Денисовский интернат для сирот. Потом из этого интерната меня как спецпереселенца исключили: иди куда хочешь. Отправили меня в Ливановку. Был такой поселок на окраине Денисовского района. Глава РОНО сказал, что там есть одно место: "Все время танцуй, пока будешь ехать,чтобы не замерз в кузове.". Пятьдесят километров надо было ехать в открытой машине. Хвала аллаху ,мороз был несильный, градусов десять.Танцевал! И ритуал "зикр" совершал.
Село располагалось на кургане, дом коменданта – наверху. Он вывел меня: "Камышовую крышу видишь?" – "Вижу". – "Хорошо видишь, ингуш?" – "Хорошо вижу". Потом он мне дал пинка. "Катись, – говорит, – туда. Там отдашь документы".Это был маленький детдом.Встретили меня в детдоме хорошо, сразу отвели в столовую. Надежда Васильевна, наша кухарка, большую миску борща мне поставила: «Все ешь, а то половником по голове огрею, сукин сын». А я и без нее бы все уплел! В детском доме было семнадцать девочек и тринадцать мальчиков.
Бывший кулацкий дом, широкий коридор посередине, с одной стороны мальчики, с другой — девочки. Полные сироты, как я, жили на полном обеспечении круглый год. По национальности — русские, украинцы, казахи, немцы, девочки-литовки были. Так я жил с шестого по десятый класс, до 1956 года.
Иса Кодзоев рос замкнутым и обидчивым ребенком. И гордым. В письме через много-много лет он напишет своей учительнице, Ульяне Лукьяновне Мостовой, которая преподавала в те годы русский язык и литературу в селе Ливановка Орджоникидзевского района Кустанайской области Казахстана и была воспитателем в детском доме , где учился Исса Кодзоев:«Помните ли Вы тот день, когда я почти нагой пришел в детдом? Это было в декабре. На мне – полуботинки и рваный картуз.День был морозный, а я проехал более полуста километров. Но этот день не был худшим в моей жизни. Худшее было раньше. Вам даже неизвестно, почему меня исключили из Денисовского интерната. Вот теперь, когда прошло много лет, я расскажу... Ругая меня, учитель ботаники плохо отозвался о моем покойном отце. Я швырнул в него гербарий, а потом сел на пол и зарыдал. Моя мать умерла, когда мне было три месяца, плохо помню и отца. И,наверное, я бы вечно мерз, не будь Вас, многих учителей и других людей, тех, кто заменил мне родителей.
В школе я много шалил, много Вашего здоровья было потрачено на меня. Вы простите меня, моя добрая учительница!»
В Ливановке, в том же детдоме,где преподавали Ульяна Лукьяновна и ее сестра Прасковья, Исса окончил школу.
В седьмом классе был предмет "Конституция СССР". Учитель по этому предмету был Ким Иван Иванович, по национальности кореец. Я поднял руку и говорю: "Почему вы сказали, что все народы имеют одинаковые права? Почему для ингушей и немцев нет таких прав, как для остальных граждан СССР?" Он взял футляр из-под очков и стукнул меня по голове: "Бандючонок! Для бандитов и фашистов тюрьмы строят, а не конституции пишут!"
Зима. Неотапливаемый клуб. Нас собрали. Детвора впереди, на портфелях. Парторг вышел: "Вождь мирового пролетариата..." — все семнадцать титулов его перечислил. "Иосиф Виссарионович Сталин после непродолжительной болезни скончался". А тогда, знаете, было принято хлопать после "Иосиф Виссарионович". И эти ингушата, которые сидели [в первом ряду]: "Ура!" — и захлопали. Их оттуда пинками! Я знал, что хлопать нельзя, траурное такое дело. Он объявил, и нас оставили плакать. Мы с Арнольдом сидели за одной партой, потому что с нами никто не хотел сидеть: я бандит, а он фашист. Арнольд говорит: "Шакал умер, да?" Я: "Да!" — и радуемся! От смеха давимся, такая радость у нас обоих. Учительница наша по географии считала, что мы задыхаемся от плача. И гладит Арнольда по плечу: "Ничего, ребята, партия нас не оставит, она нас выручит". У нас была девочка одна русская, мы ее Плакса называли. Мы ее на перемене поймали: "Как урок только начнется, ты заревешь. Не заревешь — ух мы тебе на перемене!.." Приходит учитель, урок начинается. И вдруг эта девочка: "Господи, что мы будем делать, генеральный секретарь ЦК партии, вождь мирового пролетариата умер!" Девочки подхватывают. Потом мальчики. И все, урок сорван. Мы этим делом занимались две недели. Потом нас расколола учительница по географии, Марья Степановна. "Кодзоев! Угомони Арнольда, хватит, — говорит, — учиться надо".
Не меньший интерес представляют и последующие страницы жизни ливановцев. Оплата труда колхозников производилась за так называемые трудодни, которые в народе называли «палочками», так как бригадиры в своих тетрадях их проставляли в виде черточек. Трудодень - это не календарный день. За работу в определенный календарный день колхозник мог получить и 1,5, а то 2 трудодня; это зависело от сложности и трудоемкости работы. Всего существовало сначала 5, а потом 7 групп расценок.
Трудоднями измерялись затраты труда колхозников в общественном хозяйстве и их долевое участие в распределяемых доходах с 1930-го до 1966 г. К примеру, в 1941 г. в соответствии с инструкцией Наркомата земледелия СССР, за каждые 100 литров надоенного молока предусмотрено 1,7 и 1,8 трудодня. За выращивание телят до 15–20 дневного возраста и за подготовку коровы к отелу – 8 т/дней. За подготовку нетелей к отелу – 7 т/дней и т.д. Средняя выдача продуктов питания на один трудодень колхозниками (1940- 1955 годы)
По воспоминаниям очевидцев, за трудодни в довоенные и послевоенные годы в большинстве своем в колхозе платили пшеницей, просом, горохом, всем тем, что выращивали сами в производстве,маслом ,мукой.
Сыроварня в Ливановке появилась еще в дореволюционные годы,Моисей Белоус открыл маслобойню, производили немного и сыра. Но после Гражданской войны это дело в Ливановке заглохло.Но с образование колхоза опять возродилось. Колхозники обучились и стали делать масло и сыр. Появилася крупная сыроварня,а в годы Великой отечественной войны на базе сыроварни и эвакуированного оборудования из Украины создан маслозавод. Дело это стало выгодным и для фронта
Марка ливановскогно сыра и масла славилась не только в районе и области, но и по СССР ,его экспротировали и дальнее зарубежье.Особенный спрос был на масло.
Масло было высшего качества – желтенькое, со слезинками, вкус чистый, свежий, ароматный, а хранили его в ледниках.Упаковывали масло в невиданную по тем временам фольгу. Каждую зиму на озере Тумарлы распиливали лед и привозили на маслозавод, где был огромный ледник. Маслозавод, обслуживал все хозяйства района.Отправляли масло в Магнитогорск, Троицк. Кроме масла здесь производили кефир, творог, брынзу,сыр , сметану,казеин и даже мороженое.
Долгое время директором маслозавода был Козлов Алексей Сергеевич . Жизнь ливановцев стала постепенно налаживаться, стали исчезать символы военных лет. В 1948 году в основном была закончена демобилизация из вооруженных сил. Годом раньше отменили карточную систему. Все более осязаемыми становились результаты послевоенного восстановления. В животноводстве неплохие результаты имели заведующий молочной фермой Нижник Сергей Никифорович, зав. конефермой колхоза "III Интернационал" Писаренко Иван Федорович.Руководил колхозом Чубарь Григорий.Сменил его Козодуб.
Колхоз окреп,в хозяйстве были аслозавод.крупорушка,мельница,парниковое хозяйство,огороды,свинарник ,конеферма,молочная ферма,на берегу озера Тумарлы белел огромный птичник.
5 июля 1948 года в Ливановке организованно прошел день школы. Ранним утром в этот день к школе пришло почти все трудоспособное население. В числе пришедших и 80-летние колхозники Панченко И., и Абт, также изъявившие желание вложить возможную долю своего полезного труда в общенародное дело по подготовке школ к предстоящему учебному году. В работах, производимых в день школы, приняло участие 116 человек с привлечением необходимого транспорта. Планом работы дня школы в основном предусматривалось подготовка строительного материала, его подвозка и укладка.
В результате самоотверженного труда участников дня школы, за этот день подвезено к месту строительства более 5000 штук самана, выстроено для интерната школы новое саманное здание в 85 квадратных метров, для постройки школьного дома сделаны первые около полутора тысячи самана, подвезено 18 бричек глины, заготовлено и подвезено 15 бричек строевого камня.Так колхозное крестьянство, советская интеллигенция поселка Ливановка на деле осуществляют выполнение собственных социалистических обязательств по оказанию практической помощи школе в подготовке ее к новому учебному году.