Редкая и экзотическая облицовка Святой Софии мрамором, собранная со всего римского мира, считалась величайшим украшением ее первоначального убранства. Покрывая им стены церкви, Юстиниан следовал давней традиции римских императорских подарков из мрамора престижного цвета.
Такую коллекцию мрамора вы не увидите ни в одном музее минералогии в мире.
Римский император Адриан подарил цветные мраморные колонны своим любимым городам, таким как Афины, которые получили от него 100 колонн из фригийского мрамора для храма Геры и Зевса. Адриан много путешествовал по всей империи и, вероятно, посетил многие каменоломни.
Считается, что Адриан во втором веке превратил каменоломни Верде Антико и троадский гранит фиолетового цвета в государственные предприятия. Он также сделал обширные подарки из мрамора cippolino verde с зелеными прожилками для украшения общественных зданий, таких как бани.
Когда строительство собора Святой Софии находилось на стадии планирования, руководители проекта и подрядчики должны были оценить, сколько мрамора им понадобится для проекта, основываясь на планах церкви. Это было довольно легко сделать, поскольку речь шла всего лишь о площади стен.
Затем следующей оценкой был бы цветной камень, который, возможно, уже имеется на складе в константинопольских мраморных дворах. С этого момента стало очевидно, что огромные размеры храма исчерпают существующие запасы и потребуется новый камень.
Имперская бюрократия Юстиниана, организованная в первую очередь для взимания налогов, могла быстро провести инвентаризацию того, какой камень был в провинциях из известных источников, определить сложность его получения и стоимость. Они посчитали, что уже добыто в карьере - валяется в "готовых к работе" блоках и определили, что нужно будет заказать дополнительно.
В 6 веке в некоторых каменоломнях валялось большое количество необработанных мраморных блоков и колонн. При необходимости будут созданы новые каменоломни. Мрамор мог доставляться блоками или слябами в зависимости от стоимости и сложности транспортировки. Императорские охотники за мрамором особенно внимательно следили за любыми разрозненными блоками или колоннами из красного порфира.
В целях экономии времени местные власти и операторы карьеров получили бы заказы на наиболее востребованный мрамор немедленно. Многие карьеры принадлежали государству, что было фактором затрат. Доставка также была решающим фактором; к счастью, существовало много источников прекрасного мрамора, которые находились вдоль берегов Эгейского моря и в близлежащих местах, таких как Вифиния и западная часть Малой Азии. Агенты также искали мрамор с яркими цветами и узорами.
В нефе много черно-белых панелей из брекчии, подобранных в соответствии с книгами из Франции. Эти блоки, должно быть, уже находились в Константинополе, поскольку транспортировка из высокогорных карьеров Пиренеев была бы практически невозможна в VI веке.
Отделка облицовки собора Святой Софии была запланирована для каждой секции церкви, начиная с апсиды, затем нефа, затем нефов первого этажа, затем притворов и, наконец, верхних галерей. Только частях храма, можно увидеть определенные виды мрамора, такие как Giallo Antico бледно-желтого цвета, используемые в притворе в широких рамах рядом с зеленым Verde Antico.
Почему именно этот мрамор использовался там? Возможно, потому, что это место - вход в неф - было особенно важным, или, возможно, из-за того, что там было светло. Возможно, Giallo Antico было недостаточно для использования в других местах; он был привезен из нестабильной провинции - Северной Африки - Тунис - и, вероятно, поставлялся с имеющихся запасов, а не добывался в карьере для этой работы.
В Римской империи мрамор Giallo Antico широко использовался в крупных архитектурных элементах, и некоторые элементы облицовки собора Святой Софии использовались повторно.
Мраморные блоки собирались на строительной площадке, распиливались на панели, полировались, а затем крепились к стенам с помощью зажимов и раствора. Каждый камень отличался от других и имел свойства, влиявшие на его окончательную форму. Некоторые камни было труднее резать, в то время как другие труднее полировать. Например, Verde Antique состоит из твердых и мягких элементов; при полировке он получается несколько комковатым. Строителям пришлось ждать, пока камень и кирпичная кладка полностью высохнут, прежде чем монтировать облицовку.
Несмотря на то, что мраморные плиты укладывались на плоскую поверхность, разные камни лучше подходили для этой работы, чем другие. Некоторые камни, такие как Verde Antico, были компактными и надежными, в то время как другие, такие как оникс, подвергались разрушению и отслаиванию.