Часть первая
Советы Игоря Лужецкого, преподавателя курса риторики для тех, кто время от времени пишет исследовательские работы, преимущественно по истории. Основная проблема которых состоит в том, что их никто не читает. Ну, кроме научного руководителя и любимой бабушки: первый читает по долгу службы, а вторая – от большой любви.
______________________________________________________
Не знаю как вам, но я, в свое время очень сильно огорчался по поводу того, что мы тратим часы и недели в библиотеках и интернетах, что-то читаем, что-то находим, пишем, переписываем, придумываем это чертову ни разу не актуальную актуальность, а потом этот труд оказывается никому не нужным. Ну, может быть, на конференции какой прочитаем свою работу каким-то скучным ботанам и все. Ни любви, ни признания, ни отклика, ни даже критики.
То есть мы писали то, что никто никогда читать не будет. Нас прямо точили на написание нечитаемых текстов. Задача этого текста состоит в том, чтобы дать несколько советов относительно того, как написать то, что будет прочитано. Чтобы труд молодого исследователя не лег мертвым грузом скучных килобайтов на диск. Итак:
ЧИТАТЕЛЬ
Людям интересно про людей. А если еще уже, то человеку интересно про себя. То есть тема и первые страницы вашего текста должны убедить читателя, что это все имеет к нему и его миру (его современности) какое-то отношение и это стоит дочитать до конца.
По этой причине тема «Специфика организации и проведения гладиаторских боев в эпоху поздней республики» сильно проигрывает теме «Гладиаторы – шоу-бизнес античности». На античность обычному человеку обычно класть – все эти парни в простынях давно умерли, а вот сравнить привычный ему шоу-бизнес с шоу-бизнесом древним – уже сильно интереснее, так это имеет отношение к его читательскому миру.
При этом, не стоит впадать в тот грех, в котором растили нас. Не стоит считать, что интеллигентный и тонкий человек обязательно захочет прочитать вашу работу (как бы она ни была написана и озаглавлена), а отринет ее только невежа. Тонких людей куча. И у всех них есть свои дела, своя работа и свои проблемы. И то, что они читают ваш текст – одолжение, которое они вам оказывают.
КККОМБО
Но, к слову, гладиаторы, о которых я говорил только что, - не самый лучший пример. Есть две области, объединенные аббревиатурой СиС (секс и смерть), которые всегда находят своего читателя. Проститутки, гладиаторы, дуэли, палачи, похоронные обряды, наркотики, порнография, психофармакология - темы практически беспроигрышные. Это будут читать и тонкие и не самые тонкие. Тут другая проблема – удержаться в рамках исследования и не скатиться в смакование подробностей и в шок-контент. Но, при этом, не впасть в стыдливое замалчивание важных кусков, даже если они и кажутся нам неприглядными и грязными. То есть нужно суметь пройти между Сциллой чопорного пуританизма и Харибдой пошлости желтых страниц.
ЛЮДИ, А НЕ ИДЕИ
Однажды мне в детстве попались две книжки про развитие науки. Авторов, к сожалению, я не запомнил. Так вот, одна была зачитана до дыр еще до меня, а вторая уважительно пролистана. Ключевой разницей в них было то, что зачитанная книга повествовала об ученых, а не об идеях.
То есть, простите за повтор, людям интереснее про людей, чем про идеи. И если вы хотите рассказать о развитии идей марксизма, то покажите вашему читателю марксиста, расскажите о нем, о мире, в котором он жил, а уже потом переходите к тому, какие идеи роились у него в голове.
Чак Паланик (по-моему это был он) однажды сказал, что читатель, чтобы поверить, должен почувствовать вкус, запах и звук. Расскажите о петербургском рабочем, который осторожными шагами идет по брусчатке, покрытой тонкой корочкой январского льда. Расскажите о том, как стынут его ноги и с какой завистью он посматривает на витрину Елисеевского, с которой на него смотрят аппетитнейшие сыры и ветчины, распространяющие свои тонкие, пряные ароматы на половину Невского проспекта, по которому мягкими шинами из бразильского каучука шуршат автомобили князей и статских советников. А уже после этого рассказывайте об Интернационале, который стучит в его висках, отдаваясь болью в замерзших пальцах и пустом желудке. И уже потом переходите к Марксу, Ленину, Плеханову и вообще куда хотите.
ПРЕДСТАВЬТЕСЬ
И, последнее на сегодня. Оживите не только вашего героя. Не стесняйтесь в самом начале сказать и о себе. Любой текст есть диалог между автором и читателем. Так вот, расскажите о том, кто вы такой, что подвигло вас на написание этого исследования, в чем ваша страсть и чем вы хотите поделиться с читателем. Не бойтесь говорить о своих эмоциях, своем удивлении и своем восторге. Или о своем отвращении и ужасе. Никакая актуальность, которую выжимают из вас научные руководители не стоит честного рассказа о себе и предмете своего интереса.
Спасибо за внимание! С Вами был Игорь Лужецкий, преподаватель Академии Ёмко!
Группа Академии ВК https://vk.com/emko.academy
Ютуб канал https://www.youtube.com/@emko_academy