Всем добрый день! У моих детей вечно в комнате творческий беспорядок. Это несомненно раздражает. Но вот как быть, если у ваших детей, как и у моих, например, свой взгляд на порядок и на то, где должны лежать их личные вещи? А может, они просто творческие личности, и этот беспорядок им необходим? Многим родителям хочется, чтобы их дети выросли известными музыкантами, художниками, дизайнерами, танцорами. Как воспитать творческое начало в своих детях и не навредить? Давайте разбираться.
Для начала вспомним, что такое творчество. Творчество - это процесс деятельности, в результате которого рождается что-то новое, новые объекты, духовные ценности и т.п. То есть это что-то абсолютно новое. Для детей это свобода мысли и слова, свобода поведения и самовыражения.
Интересно то, что даже люди, которые создают что-то новое (творческие люди) не могут однозначно ответить на этот вопрос. Они просто создают картины, пишут музыку, изобретают и все как один говорят, что это приходит к ним откуда-то оттуда, изнутри, из глубины души.
Творчество требует не мало усилий, сил воли и определенного характера, чтобы довести задуманное до конца, выдать некий результат. Так делают и дети. Например, некоторые дети долго стучат по предметам, подбирают определенный звук на музыкальных инструментах, часами примеряют наряды, сочетая определенные цвета, любят танцевать и петь. Это и есть проявление творческого начала. Родителям важно его заметить, придать должное внимание и не погасить в самом начале или со временем.
Я знаю несколько историй, когда дети проявляли свое творческое начало, но родители просто не желали этого видеть, аргументирую это тем, что их ребенок не такой, это ему не пригодится в жизни и так далее.
Здесь могу сразу убедить вас в том что еще как пригодится. Наш мир идет к тому, что многие профессии станут скоро просто не нужными, их заменят компьютеры и техника. Жить останутся только те профессии, в которых как раз будет необходим человеческий интеллект, способный творить и изобретать что-то новое. Поэтому нам так важно развивать творческое начало в наших детях.
Творческие способности могут помочь во многом: в учебе, на работе или даже в обычных повседневных делах. Люди имеющие творческое начало способны видеть красоту в простых вещах, а значит живут гораздо интересней. Дети, в силу того, что они видят эту жизнь как с чистого листа, больше взрослых способны замечать что-то новое и интересное.
Как помочь ребенку проявлять творческое начало? Как воспитывать творческих детей?
Самое интересное, что очень многое здесь зависит от родителей. Конечно, ребенок, способный творить и создавать что-то новое рано или поздно найдет себя, но родителям все-таки важно ему помочь. В первую очередь это доброжелательное отношение к результатам деятельности такого ребенка. К примеру, не стоит сразу бранить ребенка, если вы увидели как он вдруг разукрашивает ваши стены или любимые шторы красками в любимый цвет. Постарайтесь понять его, вспомните что во-первых это ваш еще маленький ребенок, во-вторых возможно это вы не уследили просто, а в-третьих быть может это и есть его проявление творческого начала? Только задумайтесь, что будет у него в голове, если вы сразу же начнете убивать в нем всякое желание делать этот мир лучше и красивей? Прошу отнестись к этому с долей иронии, не воспринимать буквально - "рисует на занавесках = не ругать".
Не стоит требовать от своего ребенка сразу идеальных каких-то работ, идеального результата. Дайте время для того, чтобы ребенок смог освоить тот или иной инструмент, научиться держать в руках кисть.
Хорошо, если вы будете сохранять лучшие работы вашего ребенка и хранить на видном месте. Например, я вешаю красивые рисунки или поделки своих детей на холодильник, ставлю на видную полочку. Детям это приятно, это может стимулировать ребенка создавать еще что-то новое, продолжать творить и видеть прекрасное. Если это какая-то песня, музыкальное произведение или танец, стихотворение, можно просить снова повторить, вспомнить. Можно хранить на видном месте фотографии с тренировок и выступлений.
Важно хвалить своего ребенка, даже если он не занял первое место на каких-либо соревнованиях или выставках не набрал нужные баллы и т.д. Хвалите детей, тогда они будут получать позитивное подкрепление своих действий, а значит захотят делать это снова. Таким образом будет продолжаться творческий порыв вашего ребенка.
Для подкрепления творческого начала вашего ребенка, можно устраивать домашние репетиции, концерты или совместные семейные просмотры. Очень важно, чтобы ни только родители, но и, по возможности, другие родственники и знакомые поддерживали творчество вашего ребенка. Это вселяет большую уверенность в ребенка.
Еще один очень действенный приём - это совместное творчество. Вы можете заниматься со своим ребенком вместе тем, что ему нравится, Например, я знаю одну маму, дочь которой увлекалась современными танцами. Она не задумываясь решила поддержать в этом свою дочь, они вместе ходили на занятия и учили новые нелегкие движения. Это так прекрасно, ведь дети в таком случае быстрее начинают совершенствоваться, да и в компании родителей всегда приятней.
Вместе можно рисовать, петь, танцевать, записывать смешные видеоролики и играть на музыкальных инструментах. Не важно на сколько у вас будет это получаться хорошо, здесь важна поддержка. Возможно, ваш ребенок вырастет в будущем гением, а может из этого ничего и не получится, но он точно с радостью будет вспоминать, как вы вместе начинали его любимое занятие и поддерживали его.
Очень важно развивать восприятие творчества, прививать его с детства. Это значит, что нужно посещать различные концерты, выставки, театры. Прекрасно, если вы готовите вашего ребенка к таким мероприятиям, рассказываете ни только о правилах поведения в том или ином заведении, но и наряжаете, рассказываете интересную информацию о самом мероприятии. Например, если это выставка, то вам необходимо рассказать несколько интересных фактов о самом художнике, или если это концерт, то о музыкантах, которые будут там выступать. Ребенок будет более заинтересован в посещении такого мероприятия, получит приятные ассоциации с творчеством.
Еще один немаловажный факт - старайтесь давать вашим детям больше свободы для творчества, меньше ограничивать его по пустякам. К примеру, если маленький ребенок хочет рисовать красками, а вы только что помыли полы и провели генеральную уборку в доме, позвольте ему это сделать. Застелите все, что он может испачкать клеенкой, наденьте на него домашнюю одежду, которую вам не жалко, организуйте в его комнате такой уголок для творчества, где вам не будет страшно, что он что-то испортит или испачкает. Иногда стоит лишь правильно организовать пространство и время, и ваш ребенок сам начнет творить чудеса.
Хорошо, если родители сами занимаются каким-то творчеством, поют или рисуют. Дети, которые воспитываются в творческой среде, гораздо быстрее к нему приучаются, для них это что-то естественное, они быстрее начинают сами создавать что-то новое и интересное.
Давайте вашим детям больше свободного времени для творчества. Это значит, что ребенку необходимо ни только посещать специальные секции и кружки, но и иметь возможность просто заниматься своими делами, просто свободно играть или рисовать. То есть заниматься любимым делом не для результата. Свободное время просто необходимо для раскрепощения и создания чего-то собственного, своего, неповторимого. Давайте ребенку оставаться на какое-то время наедине с самим собой в своей комнате, в своем личном пространстве, безо всяких занятий и репетиций.
Ну и последнее, что хотелось бы пожелать - это ограничить просмотр мультиков маленькими детьми. Замените мультики прочтением книг, желательно с минимальном набором разноцветных картинок. У детей очень хорошо развита фантазия, пусть она развивается дальше. К тому же, мультики сильно нарушают детскую психику и переутомляют детский мозг. Это не значит, что нужно совсем отказаться от просмотра мультиков, важно их просто ограничивать, фильтровать. Есть очень хорошие мультфильмы, которые приятно смотреть всей семьей, но большинство из них конечно бесполезные и вредят развитию детей.
Поощряйте инициативу ваших детей. Хорошая самооценка и наличие желания что-то делать тоже важны для проявления творчества. Старайтесь по возможности поддерживать ваших детей, если они хотят куда-то сходить, что-то посмотреть или сделать. Например, если Мария просит посидеть с ней в кафе и попить какао с пиццей после посещения театра, я стараюсь ее поддержать. Мы ходим в парки и вместе смотрим афиши, чтобы она была в курсе новостей и смогла сама выбрать, куда нам сходить. Не думаю, что в свои 4 года она может попросить что-то невыполнимое для меня, например, полететь сегодня же на Мальдивы, а то, что она просит, я вполне могу осуществить, ну или стараюсь сделать это чуть позже, объяснив причину отказа.
Любите ваших детей и бережно храните их творческое начало, оно обязательно пригодится им в жизни.
Всех благодарю за внимание и до новых встреч!