Это одна из разновидностей шахматной партии, когда её разыгрывают мысленно в уме.
Шахматисты называют друг другу ходы, которые они совершают, удерживая шахматную доску в памяти.
Игра вслепую – это необычное умение, которым обладают многие опытные игроки.
Первое упоминание об этом умении зафиксировано в VIII веке о Саиде Бен Джубейре. На рубеже XIV—XV веков — Али аш-Шатранджи (настоящее имя Аладдин Тебризи) мог одновременно играть четыре партии не глядя.
Тогда ещё в мире был распространен шатрандж – игра-прародительница шахмат.
Первым несколько партий вслепую стал играть ведущий шахматист XVIII века Франсуа-Андре Филидор, а от его сеансов французские вельможи были в необычайном восторге.
Большой популярностью пользовались сеансы игры вслепую от основоположника русской шахматной школы Михаила Чигорина и одного из сильнейших немецких шахматистов Иоганна
Цукерторта — исторических соперников Вильгельма Стейница, первого чемпиона мира.
Сеансы вслепую стали настоящей сенсацией. Выдающийся американский шахматист Гарри Нельсон Пильсбери вызвал настоящий фурор: он одновременно играл в шашки, шахматы и партию в вист.
Известно, какое шоковое впечатление произвел на юного Алехина рекордный сеанс на 22 досках в Москве: «Это выступление Пильсбери потрясло меня, как чудо». Но, оказывается, за несколько лет до этого такое же потрясение испытал от визита Пильсбери в Гавану 11-летний Капабланка.
Наибольший вклад в историю игры вслепую внес первый русский чемпион мира Александр Алехин, который гастролировал с коммерческими сеансами вслепую по Америке и написал ряд статей для желающих обучиться этому навыку. Однажды он играл подобным образом против 28 шахматистов одновременно.
Как Алехин начинал играть вслепую?
«Это произошло в мои школьные годы, ещё в России. Произошло потому, что учителя запрещали играть в шахматы во время уроков. После того как мой классный друг и я были «схвачены с поличным», нас рассадили по разным партам. Чтобы продолжить игру, ему и мне приходилось прибегать к посредничеству другого «преступника», третьего мальчика, который передавал ходы от одного к другому. Мой друг находился на расстоянии. Я должен был мысленно представлять себе положение на доске. Волей-неволей пришлось научиться играть вслепую».
Наибольшая часть умственной работы проделывается с помощью логической памяти; это значит, что играющий не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску с её белыми и чёрными клетками, белыми и чёрными фигурами, как полагает большинство непосвящённых, но он припоминает только какой-нибудь характерный ход, конфигурацию части доски.…
Так играю я, так играют, насколько мне известно, все мастера игры вслепую.
Зрительная память призывается на помощь только тогда, когда в особо критический момент нужно проверить положение, выяснить возможное заблуждение и т. п.
Что касается каких-либо мнемотехнических схем, то я никогда ими не пользовался. Крайне важно быстро покончить с отдельными партиями и таким образом сократить их число.
Ещё непосредственно перед началом каждого значительного выступления я набрасываю себе простой план, подразделяя общее число досок на отдельные дебютные группы».
Мною были разработаны несколько упражнений, постепенно подготавливающих учащихся к игре вслепую.
Эти упражнения могут быть реализованы методом опроса в группе или в виде матча между двумя учащимися. Вот несколько из них:
Какого цвета поле?
Обучающимся необходимо назвать цвет определенных полей. Постарайтесь объяснить ученикам необходимость визуализировать доску, а не прибегать к вычислению цвета. Несколько учеников из группы «высчитывали» цвет названного поля, выучив, что поле а1 черного цвета (если а1 – черное, то b1 – белое, с1 – черное, с2 – белое и т.д.)
Точка пересечения
Педагог или спарринг-партнер называет поле, обучающийся же должен назвать диагонали, которые это поле пересекают. Усложнить это упражнение можно необходимостью назвать все поля диагоналей.
Крестики-нолики
Знакомая всем игра детства. Представляем себе стандартное поле крестиков-ноликов 3х3, и отмечаем координаты каждой клетки аналогично шахматной доске (а1, а2, а3 и т.д.). Обучающиеся должны сыграть партию в крестики-нолики вслепую, называя друг другу клетки, в которые они ставят геометрические фигуры. Усложнить это упражнение можно расширением поля (4х4, 5х5 и т.д.)
Полный контроль
Педагог или спарринг-партнер называет местоположение и фигуру, обучающийся же должен называть все поля, на которые фигура может пойти.
Решение задач вслепую
Ученику диктуются координаты фигур, перед ним может располагаться пустая доска. Здесь следует приступить с самых простых задач, начиная с мата в один ход. Для облегчения восприятия фигуры в задачах следует расставлять на одной из сторон шахматной доски. Так же для упрощения воображения можно использовать знакомые игроку шахматные абстрактные понятия: оппозиция, вилка, батарея и т.д. Усложняются задачи количеством ходов в решении, количеством и фигур и трудностью их расположения (очень часто из поля зрения «выпадают» длинные ходы).
Разработка на самом деле очень работает, она проверена мной 👍