Найти тему
#Историограф🔎

Крестьянская доля на широком поле.

Оглавление

#ЕГЭподсказки

Продолжаем разбираться с категориями зависимых крестьян Древней Руси.

Обработка болотной руды. Источник: https://m.ru24.net/smi/historicaldis/166498451/
Обработка болотной руды. Источник: https://m.ru24.net/smi/historicaldis/166498451/

3. Рядовичи

Заключившие с землевладельцем договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.

Степень зависимости

Рядовичи – это люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам.

Историки о рядовичах:

Л.В. Черепнин: "Термин «рядович» в Русской Правде употреблен для обозначения рядовых смердов, холопов. Особой категории рядовичи на Руси не было."

Рыбаков Б.А.: "Это свободные люди, идущие под защиту господина."

Правовое положение

Ст.25. Русской Правды говорится: «А в рядовници княжѣ 5 гривенъ» ( А за княжеского рядовича 5 гривен)» 5 гривен - цена раба.

Получение железа. Источник: https://m.ru24.net/smi/historicaldis/166498451/
Получение железа. Источник: https://m.ru24.net/smi/historicaldis/166498451/

4. Изгои

вышедшие из общины, утратившие поддержку своей социальной группы.

Степень зависимости

Изгои не получили однозначного толкования.

Б.Д. Греков различал два вида изгоев – городских и сельских, чье положение в обществе, как он думал, было разным. «Городской» изгой считался полноправным членом общества, наряду с дружинником и купцом. Сельские изгои представлялись ему в массе своей вольноотпущенниками, прикрепленными к земле и хозяину.

И.Я. Фроянов говорит также о двух видах изгоев, но делит их иначе – на свободных и зависимых. Первые – люди без определенных занятий, вторые отождествляются с либертинами средневековой Европы (вольноотпущенники)

Изгои не составляли крупной социальной общности, а представляли собой отдельные личности (независимо от общественного слоя), оказавшиеся вне своего круга.

Правовое положение

«Русская правда» оценивает жизнь изгоя наравне с жизнью других свободных людей в 40 гривен.

Источник: https://pokayadoma.ru/foto/kakoe-derevo-sazhali-v-drevnej-rusi-pri-postrojke-novogo-doma.html
Источник: https://pokayadoma.ru/foto/kakoe-derevo-sazhali-v-drevnej-rusi-pri-postrojke-novogo-doma.html

5. Прощенники

Попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских феодалов, и обязанные работать в их хозяйстве.

Степень зависимости

Историки о прощенниках

Греков Б.Д.: "пущенники – это люди, отпущенные из холопства и ставшие крепостными."

С.В. Бахрушин: "Люди, либо совершившие преступление, либо задолжавшие неоплатными долгами, которые избавлялись от взыскания под условием пожизненной работы (иногда даже потомственной) на землях церкви."

Ключевский В.О.: "Прощенники – доставшиеся князю в холопство за преступления или за долги, может быть, приобретённых и какими-либо другими способами и им прощённых."

Правовое положение

По своему положению близки к сельским изгоям. Характерно, что они крепостные, а не рабы.

6. Холопы

Степень зависимости

В холопство попадали путем самопродажи (например, для уплаты виры), рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабыне, поступления в ключничество (услужение, например, в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения преступления («поток и разграбление», «выдача головой»). В холопство переходили не сумевшие выплатить долг закупы

Правовое положение

Холоп являлся не субъектом, а объектом права. Все, чем обладал холоп, считалось собственностью его господина. Личность холопа не защищалась законом. За его убийство взимался штраф в 5-6 гривен, как за уничтожение имущества. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа». Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние.

За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.