«Я вошел в литературную жизнь как метеор и выйду из нее как молния».
Это слова Мопассана накануне окончательного помутнения его разума. И в общем они верно отражают путь писателя.
1880 год. Группа писателей собирается в доме Эмиля Золя в Медане. Они начинают травить байки. Кому-то приходит в голову идея опубликовать эти байки одним сборником рассказов. Так появляется книга «Меданские вечера».
И кто бы мог предположить, что только одно имя затмит всех авторов сборника? Только один начинающий, неизвестный широкой публике еще даже не совсем писатель Ги де Мопассан. Его рассказ «Пышка» взорвал литературный мир. О Мопассане вдруг заговорили все. Он «вошел как метеор».
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года. Отец его был из лотарингских дворян, некогда даже носивших титул маркиза. Ключевую роль в жизни Ги сыграла мать. Она происходила из семьи нормандских буржуа. Но не это главное.
Родной брат госпожи де Мопассан сам был неплохим поэтом и водил близкое знакомство с известным писателем Гюставом Флобером. Дядюшка Мопассана скончался рано, но Флобер навсегда сохранил к нему свои симпатии, которые перенес на юного Ги. Это-то и обеспечило молодому человеку уверенный старт в литературе.
Впрочем, до старта надо было еще дорасти. Плюс иметь кое-какой талант. Парень рос в Нормандии, неподалеку от моря. Никто не сдерживал его, не диктовал правила поведения. Он носился, где хотел.
Детские впечатления, знакомства с массой людей обеспечили Мопассана материалом на всю литературную жизнь. Нормандия так или иначе всплывает едва ли не во всех его книгах.
Потом были семинария и лицей (гимназия по-нашему). Среднее образование Ги закончил в накануне франко-прусской войны 1870-1871 годов. На войну он пошел рядовым солдатом. Особых подвигов не совершил. Но опять же обзавелся материалом. Парень вообще отличался наблюдательностью, развить которую позже ему поможет Флобер.
После войны в 1871 году Мопассан оседает в Париже. Он мелкий чиновник в морском министерстве. Служба не особо обременяет Ги, и он получает возможность заняться литературой.
Под чутким руководством Флобера! Это важно. Тот вообще очень сильно влиял на Мопассана, направлял его, обучал. Например, он любил давать задания типа «опишите в ста строках всё, что сегодня видели, всех, с кем общались». И требовал точности описаний.
Сначала молодой человек увлекается стихосложением. И даже собирает избранные стихи под одной обложкой, выпускает первую книгу. Она не произвела впечатления, о ней не заговорили.
Параллельно Ги увлекается театром. Начинает писать пьесы. И с помощью Флобера даже «пробивает» одну из них на сцену. И опять отсутствие успеха.
В таких занятиях прошли годы с 1871 по 1880. Во внеслужебное время Мопассан больше всего увлекается греблей, плавает в лодке по рекам и речкам, отдыхает на природе. Он общителен. У него много женщин. И опять же этот опыт, эти знакомства, встреченные типажи перетекут позже на страницы романов и рассказов.
И вот судьбоносный 1880 год, сборник «Меданские вечера», рассказ «Пышка» и слава. Кстати, уже в «Пышке» нашли отражение впечатления юности Мопассана – война с пруссаками, Нормандия, типажи городских буржуа. Говорят, что и у проститутки Пышки имелся свой вполне конкретный прототип. Мопассан как художник писал с натуры.
С этого момента можно говорить о рождении писателя. И как раз в том же году, в мае скончался его учитель Флобер. Впрочем, своими учителями Мопассан считал и Эмиля Золя, и Ивана Тургенева. Именно с легкой руки Тургенева Мопассан становится известным и в России.
Десятилетие 1880-1890 годов – золотое время Мопассана. В этот период он написал массу рассказов, шесть романов, три сборника путевых заметок – Мопассан много путешествует (Франция, Алжир, Италия, Корсика).
Пришли успех, деньги. Правда, их, денег, всегда не хватало. Мопассан содержит мать, разбитого параличом младшего брата, племянницу. Много тратится на свои удовольствия – выстраивает поместье, покупает яхту, путешествует.
Книга в тему
Эд Мениаль, «Ги де Мопассан»
Книга написана с любовью и почтением к писателю. Автор старательно обходит острые углы, подчеркивает, что не заостряет внимания на смачных моментах жизни Мопассана. Больше времени уделяет поиску в его произведениях черт из реальной жизни классика.
Что могло пойти не так? «Но смерть, полна коварства, его подстерегла».
Уже в 1880-е годы друзья замечают в Мопассане какое-то нервное возбуждение. Он жалуется на галлюцинации (их описание перекочевало в книги), на временную потерю зрения. В то же время писатель отравляет себя наркотиками и галлюциногенами, подхватывает сифилис – в общем, ведет беспорядочный образ жизни.
Пришло время выйти из жизни «как молния». В 1891 году его самочувствие резко ухудшается. Сам Мопассан чувствует приближение безумия. Он всё чаще проваливается и выпадает из действительности.
Не желая влачить жалкое существование овоща (насмотрелся на примере брата), 1 января 1892 года Мопассан совершает попытку самоубийства. Однако слуги предусмотрительно разрядили револьвер, а нож для бумаги не позволил ему перерезать горло.
Мопассана запирают в клинику. Там его состояние продолжает ухудшаться, периоды просветления становятся всё реже и непродолжительнее. 6 июля 1893 года он тихо угасает.