На следующий день, в 6 утра, слегка позавтракав и прихватив с собой перекус, соответствующий восхождению на гору, мы углубились в таёжную глушь. Подъём начинается почти сразу, попадаются звериные тропы, в большинстве не попутные, тянутся небольшое расстояние и рассеиваются в таёжных дебрях. Идти в подъём безтропьем по тайге, порой густо заросшей багульником и ольхой, не очень ходко. Так, пройдя два с половиной километра, поднявшись на высоту 1700 метров, облегчённо вздыхаем. Крутой подъём, заросший чаплыжником, закончился. Выбрались на границу тайги в альпийские луга. Ещё через 2 км мы на высоте 2200 м. Альпийские луга остались позади. Здесь обнажённые скалы.
Подъём на вершину не требует спец снаряжения. Мы свободно выходим на неё с восточной стороны. Эта высота не такая, чтобы помыслить о себе, как о покорителях горных высот. Но эмоции, чувство восторга нас переполняли. Открывшиеся дали покрыты голубой дымкой, взрывают воображение, будоражат кровь, пробуждают желание взлететь над красотой, поражающей взор. И удивительно! Снизу смотришь вверх на пролетающих стервятников, высматривающих добычу, видишь их светлое оперение. А отсюда мы наблюдаем за этими птицами, наклонив голову вниз. Смотрим, как плавно они проплывает под нашими ногами над маренными грядами и каровыми озёрами. Это вызывает у нас совершенно иные ощущения.
На восток дали просматриваются настолько, насколько позволяет голубая дымка. Там рождается Большой Енисей, Хамсара и плато Ыртыган, где видны следы вулканической деятельности, так как на тропах встречаются вулканические бомбы – это очень пористый округлый камень, диаметр пор в них от миллиметра до сантиметра.
В северо-восточной стороне в доступной близости, как по ранжиру, выстроились вершины «Семь братьев».
Но самое удивительное, что мы здесь увидели, и даже «потрогали» - это облако. Да - да, самое настоящее кучевое облако. Мы его наблюдали за два дня до подхода к порогу, находясь внизу, интереса оно не вызывало. Стоит неподвижно, зацепившись за вершину. Ничего примечательного. Но сейчас оно у нас под ногами. Выглядит оно как очень плотный туман. Входишь в него протягиваешь руку, и кончики пальцев скрывает белизна, рука ощущает холод и покрывается влагой. Облако это живое, оно не является неподвижным, как мы обычно видим кучевые облака. Какая - то его часть округлой формы поднимается вверх, какая - то уходят вниз, расширяется то слева, то передвигается вправо. Ветра практически нет, движение воздуха есть, но его нельзя назвать ветром. Облачко зацепилось с северной стороны скального утеса.
Мы со знанием физики из школьной программы пытаемся объяснить для себя это явление, принимая во внимание конвекцию. Скалы с северной стороны не прогреваются. Там воздушная масса холоднее, следовательно, более плотная и создаёт подушку, на которую и опирается облако. С южной стороны скальные склоны перпендикулярны солнечным лучам, хорошо прогреваются и, соответственно, поднимаются вверх. Размеры площадки: на вершине она сориентирована с востока на запад на 10 метров, с севера на юг не более, чем на 3 метра. И прогретый воздух, переваливая через этот гребень, создает для облака комфортную среду для его существования. Скалы в местах соприкосновения слегка влажные. Но нас смущает одно обстоятельство. Дело в том, что гору Демир-Сал с этим облаком мы наблюдали за два дня до подхода к порогу (выше я упоминал). Сегодня уже пятый день, а облачко весит на одном месте. Температурные колебания день - ночь не повлияли на его состояние. Но иного объяснения мы не нашли.
Да и не это важно. Для нас важно то, что мы видели и заходили в живое облако.
Я много раз попадал в тайге на абсолютной высоте до 1700 метров в облачность. Эта облачность просматривается до 10 - 15 метров и не сразу поймешь, что находишься в облачности, нужно приглядеться к окружающей тебя туманности и увидишь, что вокруг во взвешенном состоянии парят в воздухе мелкие капли водички. Отмахнись от них, как от комара и капельки приводятся в хаотическое движение.
Возникает вопрос, как в такой мокроте организовать ночлег. Эту проблему разрешает костёр. Развести его трудно, но можно, тайга - то ведь тоже мокрая. Тёплые потоки воздуха в какой-то степени отгоняют мокрую взвесь, как мошку разгоняет дымокур. В сравнении с таёжными облаками, облачко на Демир-Сале было сухим.
На вершине, как и везде на туристских маршрутах в знаковых местах сооружен тур, где закладывается записка проходящей группы. В записке указывается дата прохождения, состав группы, маршрут. Снятые записки прикрепляется к отчёту о походе, что является своего рода контролем прохождения маршрута предыдущей группой. Мы сняли записку туристов из Абакана, заменив ее своей.
Спускались почти тем же путём, отклоняясь к курумнику, где рос кызырган – ягода по форме грозди похожа на красную смородину (кислицу), но цвет ягоды черный. И вкус слегка сладковат. Форма листа и размер как у кислицы, только темнее, но рост некоторых кустов превышает два метра. Про запас ягоды мы не брали, ели и спокойно спускались к Енисею.