Найти тему
Правило веры

СВТ. ФИЛАРЕТ ЧЕРНИГОВСКИЙ НОВЫЙ ДОГМАТ РАСКОЛЬНИКОВ – НЕ БРИТЬ БОРОДЫ И УСОВ; ОБЛИЧЕНИЕ РАСКОЛА СВЯТИТЕЛЕМ ДИМИТРИЕМ [РОСТОВСКИМ]


По возвращении из заграницы (в 1696 г.) Петр Великий, решась победить в народе предубеждение к гражданской образованности, признал мерой к тому сближение его с западом в наружном виде, в одежде и лице. Он тогда же объявил боярам, что тот только может видеть его, кто явится к нему без бороды. В угождение царю, твердому в намерениях, состоявшие в службе военной и гражданской снимали кафтаны и бороды; только духовенство и низший класс народа оставлены с прежними обычаями. Суеверие упорно восстало против преобразования чисто житейского и составило для себя новый догмат: не брить бороды и усов, иначе, говорили, исказится образ Божий, как будто образ Божий заключается в бороде и усах. Поднявшееся волнение раскола по местам доходило до гражданского бунта. Царь Петр вынужден был употребить меры гражданской строгости и для усмирения раскола. В 1702 г. царь наложил пошлину на бороду и велел раскольникам носить желтый лоскут сукна на спине.

Пастыри церкви с неутомимой ревностью продолжали вразумлять заблуждающихся. Таковы были особенно митрополиты: Игнатий, Стефан и Димитрий.

Самым превосходным наставником сего времени для суеверов был святитель ростовский Димитрий. Расколоучители, скрываясь в Брынских лесах, рассылали оттуда тайных проповедников своих между прочим и в Ростов, где и без того было довольно слепцов. Святитель для вразумления жалких невежд часто объезжал свою епархию, проживал довольно времени в Ярославле, говорил поучения в храмах. В одном поучении, беседуя о благоговейной молитве и кресте, говорил он: «и в сем граде Ростове обретается крест, который даде Иоанн Богослов преподобному Аврамию, но не осмиконечный есть». Встреча и разговор в Ярославле с раскольниками вызвали его написать сочинение: об образе Божии и подобии в человеце. При выходе из храма, нечаянно спросили его незнакомые ему чтители брады: «нам велят брить бороды, а мы готовы положить и головы свои за бороду. Как повелишь нам, владыко?» Святитель, вовсе не ожидая подобного вопроса, нашелся, однако, дать ответ и верный, и остроумный. «Как вы думаете, сказал святитель, отрастет ли голова, если у вас снимут ее?» Нет, отвечали те. «А брада?» Брада отрастет. «Пусть же вам отрежут бороду, дождетесь другой». После того святитель узнал, что в пастве его довольно людей, которые сомневаются в спасении души из-за того, что по указу царя обрили бороду, думая, что вместе с тем лишились образа Божия. Святитель в 1705 г. разослал по епархии сочинение: об образе Божием. А царь Петр повелел, как можно чаще печатать это сочинение. Между тем святитель готовил обширное сочинение: о брынской вере. Оно окончено незадолго до смерти святителя, однако ж было разослано им самим по епархии. Розыск о брынской вере – сочинение превосходное в том отношении, что раскрывает самый дух раскола, показывая в нем недостаток евангельского смысла и любви. В первой части он оканчивает исследование той мыслью, что вера раскольников не права; во второй тем, что учение их душевредно, в третьем тем, что дела их не богоугодны. Говоря о вере, святитель показывает, что у раскольников а) нет веры, потому что их вера ограничивается книгами, иконами, просфорами, что еще не составляет веры; б) вера их не права, потому что смешена с ересями; в) не стара, потому, что в старые времена верили тому, чему они не верят. Учение их душевредно, потому, что аа) учители их не способны учить спасению и о многом учат ложно; бб) в учении их ереси; вв) учат хулить святое. Дела не богоугодны: 1) одни, по-видимому, хороши, но испорчены тщеславием и гордостью; все же совершаются вне церкви; 2) другие прямо и вполне беззаконны, как то: самоубийство, блуд и проч.

Свт. Филарет. Сокращенная история Русской Церкви.