Капитализм не щадит ни людей, ни животных, ни историю. Трагедия всероссийского масштаба разыгралась вокруг жемчужины отечественного коневодства – Центрального Московского Ипподрома.
Ещё до начала скакового сезона 2022 года коневладельцы размещённых на территории Московского Ипподрома лошадей узнали о том, что их подопечные уникальной породы - орловские рысаки, вынуждены уехать в городской округ Раменский на целых три года. В самом же Раменском тоже развели незаконное строительство на территории, где, к слову сказать, условий для рысаков не было и не будет. И началось для владельцев лошадей хождение по мукам.
Деньги найдутся
Причина банальна: грядёт масштабная реконструкция, которой, казалось бы, и ждали. Дыры на ипподроме латать-то надо, а раньше говорилось, что денег на это нет. Неоднократно администрация просила помочь, например, с ремонтом трибуны.
А тут вот средства нашлись, и ни много ни мало - целых 13 000 000 000 рублей!
Но «реконструкция» оказалась губительной для целой коннозаводческой отрасли. Эксперты отмечают, что для испытаний рысаков три года места не найдётся, да и транспортировка – дело опасное. Ущерб очевиден, но не для Департамента строительства Мэрии Москвы, и не для Департамента спорта. Руководители проекта реконструкции и те, кто входит в рабочую группу, тоже разводят руками.
В чём суть?
Московский Ипподром, который всегда имел очень ограниченное отношение к спорту, а существовал, по большей части, для тренировки и разведения рысаков, задумали превратить в масштабный конно-спортивный комплекс, где на первый план выходит коммерция. При этом заметим, что уже сейчас на территории Ипподрома такой клуб имеется. Зачем расширять? Эксперты по разведению ценных пород лошадей, не понимают. Просто кому-то захотелось развлекаться в 4-х километрах от Кремля, при этом срочно приказали всех лошадей выселить – мол, будут пугаться курсирующей по площадке строительной техники, которая непременно будет пересекать и территорию, отведённую для тренировок.
Однако мера эта, очевидно, нерациональная.
За свою историю Московский ипподром пережил 5 строек, но ни разу лошадей не отправляли «за 101 километр», обходились без того.
Во время скачек технику останавливали, затем работы шли дальше. Медленно, но верно. Но сейчас в авральном порядке организаторы реконструкции обещают за два года провести строительные работы.
Не успели ещё выселить лошадей, а активисты уже рассказывают, что начали разбирать конюшни, которые арендаторы ремонтировали на свои кровные средства. Причём не просто разбирать: пропадают элементы декора, имеющие историческую ценность. И это называется реконструкция?
Тут чиновники лукавят. Московский Ипподром, как объект культурного наследия, можно только ремонтировать и реставрировать, то есть реконструкции он подвержен быть не может.
Получается подмена понятий, которая, как это часто бывает, играет нечистым на руку коммерсантам.
А эксперты кто?
Есть вопросы и к самому проекту. Например, планируется построить 100-метровые тоннели, по которым страшно провести лошадь. Есть опасения, что проблемы возникнут по условиям содержания и по смене функциональности самих конструкций и будущих беговых дорожек. Сейчас строители намерены ориентироваться на нормативы, которые существуют для конно-спортивного клуба – назначение ипподрома они не учитывают. Никто также не может ответить: зачем сносить сразу все капитальные строения и почему нельзя провести эту так называемую реконструкцию поэтапно?
Прикрываясь благими намерениями и утверждая, что спортивная составляющая необходима для того, чтобы готовить наездников, приглашённые в рабочую группу эксперты, пытаются уйти от ответа, кто же настоящий заказчик нового «элитного клуба» на месте Ипподрома, который является национальным достоянием.
А вот настоящих экспертов по рысистому коневодству в круг лиц, консультирующих строителей, не включили.
«Дорожная карта» противодействий
После обращения группы коневладельцев, которые пошли по инстанциям, чтобы спасти положение, коммунисты провели несколько встреч в защиту Ипподрома. По итогам – было решено организовать круглый стол в Московской городской Думе. На встрече присутствовали участники обеих сторон (но почему-то не было нынешнего директора Ипподрома). Была разработана «дорожная карта» действий по урегулированию конфликта, возникшего между проектировщиками и коневодческой общественностью.
Впоследствии инициативная группа сформулировала свои требования и подала их в Администрацию Президента.
Активисты требуют:
- остановить снос капитальных строений и «депортацию» лошадей,
- как можно скорее возобновить испытания орловских рысаков на территории Ипподрома,
- создать новую Рабочую группу при Правительстве Москвы, которая сможет внести адекватные изменения в проект и сохранить профильное назначение и исторический облик объекта культурного наследия.
27 июня на Ипподроме прошла Общественная инспекция, которая зафиксировала имеющиеся нарушения в действиях «реконструкторов».
На фоне новости о закрытии Московского ипподрома рынок уже покинули два конных завода. Чтобы не допустить катастрофы и уничтожения породы орловских рысаков, действовать надо уже сейчас и, как минимум, срочно добиваться приостановки «вандализма» до внесения в проект строительства изменений с учётом мнения всех заинтересованных сторон.