Найти тему
Прожектор оборонки

Украинские дроны атаковали Москву-Сити! Что дальше?

Сначала атака на дворец Президента России в Кремле. Затем атаки на жилые кварталы столицы. Затем атаки на комплекс Москва-Сити…

Москва-Сити – отличная мишень. Многоэтажный массив в центре города. Хорошо выделяется среди других не столь высоких зданий. Здесь находится огромное количество правительственных учреждений, среди которых департаменты оборонной промышленности, занимающиеся поставкой вооружения в зону проведения специальной военной операции.

С точки зрения пропаганды атаки Москвы-Сити вполне оправданы, ибо к бомбардировке жилых кварталов население Запада отнесется отрицательно, а разрушение учреждений оборонного комплекса сочтет за норму в условиях военного конфликта. Игнорировать мнение Запада Украине нельзя.

Следуя нормальной трезвой логике, можно предположить два сценария дальнейшего развития событий. Первый сценарий: с каждой атакой украинских дронов Россия становится все умней, принимаются решения о совершенствовании системы ПВО, в кратчайшие сроки осваиваются промышленностью и проходят испытания новейшие системы борьбы с дронами, после чего они поступают на вооружение армии и все новые атаки украинских дронов успешно пресекаются.

Второй сценарий: с каждой атакой Украина ищет все новые и новые бреши в противовоздушной обороне России, находит эти бреши, анализирует возможности российской системы ПВО, совершенствует свои дроны, выявляет наиболее удачные конструкции и наконец приступает к массированным атакам дронов, оснащенных автономной системой управления.

Какой сценарий сейчас реализуется, мы узнаем только со временем. Но уже сегодня многие задаются вопросом: почему не срабатывает считавшаяся лучшей в мире система ПВО города Москвы?

Во все времена перед системой ПВО Москвы стояли две главные задачи: либо уничтожить все средства воздушного нападения противника, либо не пропустить их к обороняемому объекту. Система имела высочайший коэффициент надежности 0,99. Почему же столь надежная система не выполняет возложенные на нее задачи?

Система противовоздушной обороны Москвы была создана в 1954 году. В этом же году для ее эксплуатации были сформированы 1-я отдельная армия ПВО особого назначения и новый род войск - войска ПВО страны. В 1957 году армия заступила на боевое дежурство. С тех пор ни один натовский самолет-шпион не отважился пролететь над нашей столицей, за исключением немецкого полудурка на легкомоторном самолете в 1987 году.

Название армии говорит само за себя. Словосочетание «отдельная армия» говорит о том, что она не подчиняется никаким военным округам, а «выходит» сразу на главнокомандующего войсками и начальника генерального штаба и все вопросы армии решаются на самом высшем уровне оперативно, без промедлений. Словосочетание «особого назначения» говорит о том, что армия охраняет особый правительственный, военный и промышленный объект и командующему армией даны такие полномочия, о которых командующие другими армиями и не мечтают.

В составе войск ПВО страны были образованы зенитные ракетные войска ЗРВ, радиотехнические войска РТВ и истребительная авиация ПВО. В 1967 году были введены войска ПРО и ПКО (войска РКО).

К моменту развала СССР в войсках ПВО страны служили около 400 000 человек. В составе войск было 8 000 пусковых установок ЗРК, 10 000 РЛС, около 1000 истребителей-перехватчиков. Это были сильнейшие войска с наиболее оптимальной структурой, включавшие все необходимые силы и средства для обороны любого объекта территории страны.

Главным объединением войск была 1-я армия ПВО. В ее состав входили 56 зенитных ракетных полков. На вооружении каждого полка были 60 ракет. Армия могла отразить одновременный звездный налет 1120 самолетов противника из расчета по 3 ракеты на каждый самолет. Большего количества бомбардировщиков у НАТО в те годы не было. Система была признана непроницаемой.

В 1982 году началась замена устаревших комплексов С-25 новыми комплексами С-300П. Возможности армии многократно возросли. В 2011 году в армию поступили первые комплексы С-400. Сегодня объединение имеет название: 1 отдельная армия ПВО-ПРО особого назначения.

Система ПВО Москвы обеспечивает оборону головного объекта на высотах от 25 до 30 000 метров на рубежах до 240 км. Способна перехватить самолеты и крылатые ракеты, летящие со скоростью свыше 3000 км/ч и баллистические ракеты, летящие со скоростью 5 км/с. Почему украинские тихоходные дроны прорываются в Москву?

В 1990-е годы начались реорганизации Вооруженных Сил, направленные на их совершенствование. В 1997 году войска ПВО вошли в состав ВВС, а войска РКО были переданы в состав РВСН. Уже через пару лет стало ясно, что совместное существование РВСН, призванных нападать и только нападать, и войск РКО, призванных оборонять и только оборонять, невозможно. В 2001 году войска РКО и Воздушно-космические силы были выделены из состава РВСН. На их основе образованы Космические войска.

В 2011 году появился новый род войск – войска воздушно-космической обороны ВКО. В их состав вошли войска ПВО, войска ПРО, войска предупреждения о ракетном нападении ПРН и части космических войск.

Наконец, в 2015 году были созданы Воздушно-космические силы, сохранившиеся до сих пор. В составе ВКС находятся бывшие войска ПВО страны, бывшая войсковая ПВО, войска ПРО, Военно-воздушные силы, космические войска. То есть получились лебедь, рак и щука. Почему? Поясняю.

Силы и средства войск ПВО страны призваны бороться со средствами воздушного нападения противника, не подпуская их к обороняемым стационарным объектам (городам, гарнизонам, промышленным предприятиям, базам ВВС, ВМФ и пр.). Их интересует только воздушное пространство над территорией страны.

Войсковая ПВО призвана защищать от воздушного нападения подвижные группировки войск (танковые и мотострелковые войска в местах сосредоточения и на марше). Войсковую ПВО интересует только воздушное пространство над расположением войск.

Военно-воздушные силы призваны бороться с наземными и подземными целями. Их главной силой являются бомбардировщики, истребители-бомбардировщики и штурмовики. Истребительная авиация ВВС призвана защищать бомбардировщики в полете. Главные цели ВВС всегда находятся на земле и под землей.

Войска противоракетной обороны призваны бороться со средствами ракетно-космического нападения. Ни самолеты, ни наземные, ни подземные цели их не интересуют. Их главные цели: баллистические ракеты и боеголовки, летящие из космоса.

Космические войска управляют действиями автоматических космических аппаратов на орбитах. Ни ракеты, ни самолеты, ни вертолеты, ни наземные объекты их также не интересуют и никогда не интересовали. Все 100 процентов их интересов находятся в космосе.

Как все это объединяется в ВКС? Как главный штаб ВКС управляет всеми этими разнородными силами? Как происходит координация действий разнородных сил в реальном масштабе времени? Эффективна ли система управления? Возможно, эффективна. Но Моська тем временем продолжает успешно лаять на Слона. Дроны не боятся колоссальной системы ВКС и продолжают свои полеты. Специалисты тем временем продолжают утверждать, что войска ПВО, ВВС, РКО и Космические войска следует разъединить. Иначе ничего путного не получится.

Теперь о самих дронах. Беспилотные летательные аппараты известны с давних пор. В нашей стране в 1930-е годы ими занимался С.П.Королев. Боевые дроны Фау-1 были впервые созданы в Германии в 1943 году и применялись для бомбардировок Лондона и других городов.

После войны дроностроение развивалось в вялотекущем режиме. Объяснялось это тем, что аппаратура управления, наведения и разведки была тяжелой и громоздкой. Некоторые беспилотники А.Н.Туполева весили 35 тонн. Появление и совершенствование зенитных управляемых ракет привело к тому, что любые беспилотные летательные аппараты могли быть успешно сбиты на скорости более 3 Махов и высоте более 30 км. Быстрее и выше они летать не могли.

Революция мирового дроностроения началась в середине 1980 годов, когда были изобретены СБИСы и микропроцессоры 4 поколения, цифровые видеокамеры и фотоаппараты размером со спичечный коробок. Стало ясно, что с такими изделиями можно построить дрон весом 5 - 10 килограммов и никакая система ПВО с нм не справится.

Такие дроны вскоре появились в мире. Появились они и на Украине. Сразу заметим: не следует думать, что где-то на окраине Харькова, в сараях, амбарах и гаражах, криворукие хохлы собирают примитивные фанерные дроны с системами управления от бэушных сотовых телефонов, а затем запускают их прямо на Москву. Думаю, все атаковавшие столицу дроны являются летательными аппаратами весьма совершенной конструкции, созданными на базе новейших мировых технологий.

Современные дроны могут быть очень маленькими и из пластика. Поэтому никакие радиолокаторы их не видят. Они оснащаются поршневыми и электрическими двигателями, которые выделяют так мало тепла, что никакая инфракрасная аппаратура не может их обнаружить. Радиокомандной системе управления можно создать помехи средствами радиоэлектронной борьбы. Но, потеряв управление, дрон продолжает лететь со снижением и вполне может взорвать, если уже не военный объект, то жилой дом в городе. Дрону с автономной системой управления помехи не страшны.

Относительно эффективными средствами обнаружения дронов остаются старые добрые оптические приборы. Но дрон на большой высоте они могут увидеть только днем и при хорошей погоде. Следует также иметь в виду, что оптическое наблюдение дает лишь 2 координаты – азимут и угол места, в то время как радиолокационное наблюдение дает 6 координат. То есть самые совершенные оптические приборы необходимой точности не дадут и сбить маленький дрон будет невозможно.

Революцию в дроностроении Россия проспала. Сначала была перестройка, затем распался СССР, затем наступило безденежье… Все это время было не до дронов. В 2000-е годы за новую тему, наконец, взялись но под старым лозунгом: «Догоним и перегоним». Отставание составило примерно 20 лет.

Почти все ведущие российские самолетостроительные фирмы делать дроны отказались, так как очень сильно пострадали во время перестройки. Разумеется, по одному проекту на всякий пожарный взяли. Но почти ничего не сделали.

Свято место пусто не бывает и в дроностроение ринулись все, кому не лень. За летательные аппараты взялись радиоэлектронные и атомные фирмы, фирмы обычных вооружений, ремонтные заводы, высшие учебные заведения, совершенно новые фирмы и просто аферисты. Последовали срывы госзаказов, судебные иски, штрафы, банкротство и т.д.

Бумажных проектов было больше сотни, а то и больше двух сотен. До фанерных макетов и железных образцов дошли 2 – 3 десятка дронов. Многие дроны разрабатывались совместно с западными компаниями. Почти все были рассчитаны на установку немецких и австрийских двигателей, и иностранной электроники. Эти проекты лопнули.

Реально в эксплуатации находится примерно 10 моделей дронов. Сколько из них принято на вооружение, неизвестно. Мелькание в кадрах видео хроники в зоне специальной военной операции ни о чем не говорит. Дроны могут находиться на стадии испытаний и в опытной эксплуатации. По результатам испытаний и опытной эксплуатации дроны могут быть приняты на вооружение, а могут быть не приняты никогда.

Теперь главное. В истории мирового вооружения сначала всегда создавались средства нападения, а потом средства защиты. Сначала появились танки, а потом противотанковые пушки. Сначала появились самолеты, а потом противосамолетная оборона… Именно поэтому российская промышленность сначала должна была создать дроны, затем создать совершенные дроны, затем понять, как должна быть устроена система защиты от совершенных дронов, а затем создать эту защиту.

Отставание в 20 лет не позволило это сделать. Сейчас нужны огромные силы и средства, чтобы в дополнение к системе противовоздушной обороны на вооружение поступила система противодронной обороны.

Специалисты рассказали мне, что самым эффективным средством борьбы с дроном является другой дрон и никакие наземные средства с его эффективностью не сравнятся. Ну, так нужно завершить разработку разведывательных и ударных дронов, а затем осилить противодрон.

Читайте канал «Прожектор оборонки»!

Михаил Первов