“То старина, то и деянье: Морю Каспию на утешенье, Быстрому Яику слава до моря, Добрым людям на послушанье, Яицким казакам на потешенье”... (Старинная казачья песня)
Многое забыто казаками, многого не знают казаки, а еще больше сокрыто от казачьего взора стараниями российских официальных историков в области истории Казачества. Одним из малоизвестных событий является и волнение Яицких казаков в 1772 году, о чем мы и поведем речь.
Расстрел Яицкого Войскового Круга в 1766 году, произведенный драгунским полком по приказанию генерала Черепова, командующего войсками Оренбургского Края, открыл Яицким казакам глаза и они убедились, что искать справедливости не приходится у Военной Коллегии, которой было подчинено тогда Яицкое Войско. Действительно, Войсковой Атаман Бородин был отрешен от должности, и на его место был выбран другой Тамбовцев, но все старшины остались на своих местах и произвол продолжал господствовать в Яицком Войске. Недовольство казаков по адресу Войскового Атамана и старшин росло с каждым днем и Военная Коллегия начала опасаться восстания Яицких казаков!
Учитывая обстоятельства времени, Военная Коллегия командировала из Петербурга на Яик двух офицеров, именно генерала фон-Траубенберга и капитана Дурново, вменив последним в обязанность примирить казаков с старшинами, причем генерал фон-Траубенберг должен был защищать интересы Войскового Атамана и старшин, а капитан Дурново — интересы казаков.
Казаки, однако, не желали слушать никаких посулов и обещаний, и требовали от капитана Дурново, чтобы он в Войсковом Кругу прочитал конфирмацию Военной Коллегии от 1765 года, согласно которой все старшины, осужденные за лихоимство и взяточничество, отрешались от занимаемых должностей. Семь долгих лет ожидали казаки этого и не дождались; старшины же, чувствуя свою силу, насмехались над казаками, и продолжали по прежнему издеваться... Капитан Дурново отверг все справедливые требования казаков, и потакал во всем старшинским претензиям.
Из состава депутации, посланной Яицкими казаками в Петербург, ходатайствовавшей перед Военной Коллегией о смещении осужденных старшин, возвратился тем временем в Яицкий городок сотник Кирпишников. Войсковой Атаман Тамбовцев и старшины, узнав о приезде последнего, послали старшину Бородина и дьяка Суетина с командой арестовать сотника Кирпишникова. Жена последнего, заявив, что ея мужа нет дома, заперла двери, и не пускала пришедших которые пытались разбить двери. Сбежавшиеся казаки пробовали уговорить старшин отказаться от мысли арестовать Кирпишникова, но старшины приказали караулу обнажить шашки и арестовать ряд казаков, которые были доставлены на аркане в войсковую канцелярию. Подобный произвол вызвал большое возбуждение среди казаков, которые, в свою очередь, схватили казака Копеечкина, бывшего на стороне старшин и ведшего на аркане арестованных казаков, избили его и посадили под арест в доме казака Толкачева.
Казаки, собравшись в большом числе и обсудив создавшееся положение, составили и подали капитану Дурново жалобу на противозаконные действия старшин, предложили ему освободить арестованных казаков, а также привести в исполнение конфирмацию Военной Коллегии об отрешении с должностей осужденных старшин. Однако, капитан Дурово не внял этой просьбе, арестовал всех казаков, принесших ему жалобу, и потребовал освобождения казака Копеечкина, которого казаки обещали выпустить на свободу лишь по освобождении старшинами арестованных казаков,
Возмущению казаков не было границ и они, собравшись в огромном количестве, решили идти всем Яицким Войском к Дурново, и настоять на увольнении осужденных старшин. Генерал фон-Траубенберг и капитан Дурново приказали казакам разойтись по домам, но последние наотрез отказались и, несмотря на зимнее время, ночевали на улице.
Утром 13-го января 1772 года казаки, собравшись всем Войском в Круг, решили требовать отрешения осужденных старшин в самой категорической форме, сообразно чему командировали вновь особую депутацию к капитану Дурново. Последний заявил присланным, что отреШит старшин лишь через неделю!.. Возмущенные казаки решили больше не ждать и, вооружившись кто чем попало (шашками, палками, топорами и т. д.), двинулись всем Войском к капитану Дурново. Последний совместно с генералом фон-Таубенбергом послали донесение в Оренбург о том, что Яицкое Войско взбунтовалось, приготовив на месте драгунский полк и артиллерию для встречи казаков.
Казаки послали одного попа и казака Шигаева к генералу фон-Траубенбергу и капитану Дурново уведомить последних, что Яицкое Войско отнюдь не взбунтовалось, а просит лишь немедленно отрешить осужденных старшин. Капитан Дурново, отказываясь выполнить просьбу казаков, приказал им немедленно разойтись по домам, угрожая в противном случае расстрелять их из орудий. Казаки не испугались угрозы, тогда генерал фон-Траубенберг и капитан Дурново приказали стрелять из пушек. Но казаки не устрашились, а бросились прямо на орудия, которыми и овладели после короткой ожесточенной схватки, разбив наголову драгунский полк. Генерал фон-Траубенберг был изрублен казаками в буквальном смысле на куски, капитан Дурново тяжело ранен ударами дубин, сверх того до шестидесяти старшин и драгун погибло под ударами казачьих шашек. Казаки, изрубив Войскового Атамана Петра Тамбовцева, вытащили его за волосы на двор, разрезали грудь и вырвали сердце.
На следующий день, собравшись на Войсковой Круг, казаки убили в Кругу дьяка Суетина. Подобным же образом казаки расправились и с старшинами и с представителями Военной Коллегии.
Не устрашились казаки и последующих репрессий чиновного Петербурга. Отслужив молебен в Кирсановской церкви Яицкого городка о даровании им победы над врагом, казаки выступили в мае 1772 года в поход против многотысячного отряда генерала Фреймана, отправленного из Оренбурга для их усмирения. Но, судьба была жестока к казакам, они потерпели поражение...
Указом Яицкому Войску от 4 июня 1772 года Екатерина П окончательно уничтожила остатки казачьего самоуправления. “Сим Высочайше вам запрещается, до будущего Нашего указа, сходиться в Круги по прежнему вашему обыкнов)ению”. Следующего разрешительного указа, однако, не последовало; наоборот, Екатерина П определила 4 марта 1773 года “Войсковой канцелярии и Войсковому Кругу, которые по Высочайшему Нашего Имперскаго Величества указу, уже отрешены, не быть навсегда”... После гибели Петра Тамбовцева, последнего выборного Атамана в Яицком Войске, последним стало управлять комендантское управление в Яицком городке, во главе с полковником армейской пехоты Симоновым.
Заканчивая настоящий краткий очерк, подчеркнем, что имеется еще очень большое число различных эпизодов и моментов из истории Казачества, которые или малоизвестны, или совсем неизвестны современным казакам. История — учительница жизни, учили древние римляне. Посоветуем же и казакам прилежнее просмотреть и подучить очень и очень многие страницы из казачьей истории, провести известную параллель между прошлым и настоящим Казачества, дабы в наступающие отрадные дни предстать во всеоружии фактов и данных и тем самым попытаться обрести лучшую долю для многострадального, многотерпящего Казачества!