Психология придает огромное значение наследственности, а также периодам детства и юности в формировании человеческой личности.
Психические нарушения Чайковского выражались в невротических жалобах, доходящих до психосоматических заболеваний. Частыми проявлениями невроза являлись приступы истерии. «У него случались истерические реакции, выражавшиеся в приступах ярости при шуме проезжающего мимо экипажа. Порой он бывал столь раздражителен, что ему мешало даже тиканье часов». Он слышал всегда и везде музыку. Эти звуки взрывали малышу мозг, он плакал, впадал в истерику. Очень часто по этому поводу Петруше вызывали доктора.
Мать Петра Ильича происходила из семьи французских гугенотов, осевших в России. Согласно имеющимся данным, ее отец страдал эпилепсией, унаследованной от деда, был весьма нервным и импульсивным. Вероятно, своей невротической наследственностью, композитор обязан матери и ее предкам. В возрасте восьми лет П.И. Чайковский переболел корью. Болезнь сопровождалась осложнениями, поразившими нервную систему, а повышенная возбудимость ребенка привела к возникновению нервных припадков. Семейный врач прописал полный покой. К девяти годам физическое здоровье мальчика стало улучшаться, но «характер перестал быть ясным и уравновешенным, как до того», - писал его брат Модест.
В 1890 году «в период черной меланхолии» Чайковский пишет оперу «Пиковая дама». А в 1892 году, «по словам проф. И.И. Лапшина, «Щелкунчик» сочинялся Чайковским в состоянии глубокой психической подавленности ради самозабвения».
В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.
Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете.
Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини».
Владимир Бегичев — единственный творец, кто сочинил текст, опираясь на пожелания Петра Ильича Чайковского. Они были близко знакомы, что поспособствовало рождению балетного эксперимента «Лебединое озеро». Бегичев и Чайковский входили в Артистический кружок в Москве, где дискутировали над написанием стихов, чтением произведений.
Для своего первого балета Чайковский задумал трагический финал, что было не совсем обычным явлением для постановок того времени: его герои — и принц, и Одетта — погибают в волнах разбушевавшегося Лебединого озера. Из либретто 1877 года: «Он (принц) быстро срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро. Над головой с криком пролетает сова, неся в когтях брошенный венец Одетты. «Что ты сделал?! Ты погубил и себя, и меня, я умираю», — говорит Одетта, падая на руки принца. Волны одна за другой набегают на героев, и скоро они скрываются под водой». Непривычная концовка шокировала современников. Так что вопреки распространенному мнению благополучный финал возник еще при жизни Петра Чайковского, но уже в следующей, второй по счету, московской версии балетмейстера Йозеф Гансена. По его мнению: «Принц и Одетта более не погибают, но спасаются, и Одетта, превратившись в обыкновенную девушку, прощается со своими родичами-лебедями и уходит с принцем».