Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы)»!
Кому по закону положено предоставление жилой площади бесплатно или за доступную цену, какие обстоятельства являются основанием для постановки на учет граждан для получения бесплатной жилой площади. Мне давно хотелось узнать, осталось ли такое понятие, как «постановка на учет граждан для бесплатного получения от государства жилой площади/квартиры». Не знаю, как реально это работает в жизни, но считаю необходимым осветить эту тему, может быть эта статья кому-то будет в помощь.
1.Кто является нуждающимися в получении бесплатного жилья.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантирует, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, государство предоставляет бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, жилье.
Специальным правом на получение жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов наделяются экономически слабые слои населения. В соответствии с федеральным жилищным законодательством к ним отнесены малоимущие граждане; граждане, чей доход выше порога малоимущности, но ниже максимально установленного размера. Независимо от принадлежности к той или иной категории граждане, претендующие на получение социального жилья, должны отвечать критерию нуждаемости в жилом помещении. Перечисленным категориям граждан жилье предоставляется в пользование по договорам социального найма и найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
1.Критерии признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях:( статья 51 ГК РФ):
- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника, то есть вообще не имеют жилье;
- являются нанимателями и собственниками жилых помещений либо членами их семей и обеспеченные общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (аварийные, ветхие);
- являющиеся нанимателями или собственниками жилых помещений либо членами их семей и проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе их семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
Вывод: основаниями признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях являются объективные показатели: неудовлетворительным состоянием жилого помещения; отсутствием какого либо жилого помещения вообще; состоянием здоровья проживающих; обеспечением жильем на одного члена семьи менее учетной нормы.
2.Отдельным категориям граждан, указанным в законе, жилье предоставляется вне очереди (ст. 57 ЖК РФ).
Вне очереди в соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Непригодными для проживания признаются жилые дома:
а) находящиеся в ветхом состоянии;
б) находящиеся в аварийном состоянии;
в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н).
3. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Установление учетной нормы площади жилых помещений необходимо потому, что речь идет о социальном найме. Жилье должно предоставляться из расчета на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) - площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления минимальная норма предоставления установлена в размере 20 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 60 (20 х 3) кв. м общей площади.
При определении нормы предоставления орган субъекта Российской Федерации должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном субъекте, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
4.Постановка на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.
Принимает на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях орган местного самоуправления на основании заявлений этих граждан. По общему правилу с заявлением о постановке на учет надо обращаться в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (МФЦ) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, принимающим на учет. Перечень таких документов утверждается субъектами Федерации.
4.Заключение договора социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность органа власти заключить договор социального найма.
Для нуждающихся основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта:
- принятие решения о предоставлении жилого помещения;
-заключение договора социального найма жилого помещения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Как всегда в конце статьи выводы:
- право на бесплатное жилье имеют нуждающиеся и иные категории лиц, указанные в федеральных закона;
- критерии нуждаемости: неудовлетворительное состояние жилого помещения; отсутствием какого либо жилого помещения вообще; состояние здоровья проживающих; обеспечением жильем на одного члена семьи менее учетной нормы;
- учетную норму размера жилой площади определяет субъект Российской Федерации;
-нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма;
- после вынесения решения о признании гражданина нуждающимся в бесплатном жилье, заключается договор найма жилого помещения с органом власти субъекта Федерации.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк, надеюсь, статья будет для вас полезна, делитесь своим опытом.