Друзья, я уже выложила несколько видеороликов с работами художника Дмитрия Лотарева с выставки «Дивный новый мир», которая сейчас проходит в Эрарте в Санкт-Петербурге. И будет справедливо немного рассказать об этом художнике и его творчестве.
Листайте галерею:
Дмитрия Лотарева называют «междисциплинарный художник». Он работает с живописью, графикой, скульптурой, инсталляцией, перформансом, видео- и медиаартом.
Название выставки перекликается с произведением Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Но не буквально, а опосредованно, скорее, название этого романа использовано как метафора технократического будущего, пугающего и неизвестного. Выставка затрагивает два больших раздела — технологию и экологию водной стихии.
Листайте галерею:
Основная тема, которая прослеживается во всех работах Дениса Лотарева — вода. И это не случайно. Он профессиональный дайвер, совершивший тысячи погружений в разных акваториях. На выставке в Эрарте представлены подводная живопись и фотография, скульптура и видеоарт.
Красной нитью через все работы художника проходит идея взаимодействия природы, стихии и человека, взаимодействие живого и неживого. А на глубокой и, в то же время, доступной манере подачи сказывается многолетняя практика художника-иллюстратора.
Денис Лотарев создаёт этюды к своим картинам... под водой. Запаса баллона хватает на 40 минут и чем дальше от поверхности воды, тем темнее. Поэтому цвета он смешивает интуитивно. А если представить, что свой этюд он пишет под толстым слоем льда? Так тоже бывало.
Эти ограничения научили художника концентрироваться на работе и улавливать впечатления.
Листайте галерею:
Особенно ему нравится показывать зрителю результаты многолетнего взаимодействия человеческих «произведений» и мирового океана. Эти химерические создания, порождённые симбиотической связью «одичавших» конструкций и приборов, вступивших в симбиотическую связь с морскими организмами мы видим на его картинах.
В серии «Технохимера» художник затрагивает проблемы генезиса, материнства, слияние живого и неживого. А по большому счёту, даже смысл жизни и поиск истины. В этих работах человек показан через технологические образы, как разрушитель собственной телесности и экологической стабильности.
Листайте галерею:
Научно-исследовательский проект «Архихимера», это машинное сотворчество с участием белковых и человеческих агентов. Этот проект побуждает зрителя порассуждать на тему, возможно ли творчество и искусство после исчезновения человека.
Биоархитектурные 3D-конструкции с творческим участием двух нечеловеческих агентов: белкового - личинок ручейников и генеративно-состязательной нейроидной сети «Кен». При этом, главная скрипка у второго участника. Сам же художник утверждает, что он только задал параметры на начальной стадии проекта.
Учитывая все эти «вводные», результат оказался непредсказуемым даже для самого автора. Суть проекта - отпустить контроль над творчеством, отдав его «в руки» нечеловеческим агентам.
Листайте галерею:
Интересно, что «ни один ручейник в результате не пострадал». Все насекомые после завершения эксперимента были возвращены в естественную среду обитания.
Авторский концепт серии »Эль ниньо» напрямую связан с экологией. Это, своего рода, аллегория смерти. Феномен «Эль ниньо» - колебание температур поверхностного слоя воды в экваториальной части океана, это причина глобального потепления и массового вымирания многих видов морских животных.
Листайте галерею:
Художник использует стилизованные формы морских микроорганизмов, собирая их в конструкции, «биоархитектурные химеры». В то же время образы антропоморфные, это отсылка к названию феномена, который с испанского переводится как «мальчик, малыш».
Красный цвет скульптуры традиционно символизирует опасность - высокую температуру и смерть. А белый цвет - цвет гибели, при котором жизнь обесцвечивается, как в случае смерти коралловых рифов.