Найти тему
ПСИХ инфо

Человек в интернете

Мадатова Эстелла Эрнестовна

Магистр психологии

Аннотация: Цель выявление факторов, оказывающих влияние на самоидентификацию личности, установление достоверности гипотезы о гендерном неравенстве в интернете.

Методика исследования: методика Кимберли Янг о выявлении интернет зависимости, интервью, наблюдение

Результат выявлено количественное соотношение ,показывающее влияние интернета на психику и сознание людей. Также наблюдается существенное влияние интернет кумиров на неокрепшую психику молодых людей, не имеющих субъектной позиции в жизненном пути.

На основе полученных данных может быть сконструирована информационно —  содержательная  модель, в которой:

  1. Молодые люди не готовы отказаться от использования интернета, осознавая, что подобное поведение  не дает им жить полноценной жизнью,
  2. Примечательно ,что понимая свою проблему  интернет зависимые  пытаются ее скрыть.
  3. Выявлено, что в интернет люди «идут» от недостатка эмоций в реальной жизни, где интернет = эмоции (одобрение, адреналин, романтические чувства)
  4. В ходе проведенного исследования гипотеза не подтверждается т.к в интернет сфере нет гендерного неравенства.

Ключевые слова влияние интернета на самоидентичность гендерное неравенство в интернет сфере, интернет зависимые студенты.

Keywords the influence of the Internet on self-identity gender inequality in the Internet sphere, Internet-dependent students.

Не для кого не секрет, что интернет стал частью нашей жизни. Он упрощает  решение наших проблем и кажется что жизнь без него невозможна. Но так ли это? По результатам исследования интернет все же оказывает влияние на психику каждого человека. Процедура взаимодействия в интернете способствует созданию определенных, похожих между собой и друг другом, паттернов поведения у пользователей сети. «Поскольку технологии развиваются гораздо быстрее, чем человеческое сознание, нашей естественной способности обрабатывать информацию, скорее всего, в недалеком будущем станет недостаточно для того, чтобы мы могли ориентироваться в потоке перемен и возможностей, характерном для современной жизни» [3, c. 320]

Первое что дает интернет-  ощущение безопасности – не нужно беспокоиться о чем  — либо т.к. в интернете твоя личность может быть не раскрыта  — это во многом развязывает руки;

Во вторых интернет дает нам эмоции в случае, если в реальной жизни этих эмоций нет или их  хватает;

Проблема современного общества — проблема одиночества среди людей. Существует сложность в налаживании контактов и дальнейшем с ними взаимодействии. Во многом на это уже повлиял интернет, но об этом немного позже.

С научной точки зрения актуальность моей статьи характеризует концепция Т. Рибо о теории внимания —  интенсивность и продолжительность внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Интернет дает нам эмоции, которых мы не можем испытать в реальной жизни по ряду причин. Существует большое количество приложений —  игр симуляторов отношений, дружбы , интернет чаты – это иллюзия любви и поддержки со стороны значимого человека. Человек играющий в эту интернет игру начинает зависеть от данного приложения и проводит в нем большое количество времени буквально живет в этом искусственно созданном мире. Такая современная тенденция становится все более актуальной.  Охват аудитории у таких интернет —  игр превышает 10 миллионов человек .Интернет дает ощущение то ты не один интернет игры способны вызвать эмоции:  любви, страха, злости, любопытства. Детально прорисованный интерьер игры вымышленный мир (текстуры) после долгого отсутствия в игре по словам опытных игроков дают чувство ностальгии, «будто ты только вернулся домой.»

Люди также пользуются интернетом для поднятия своей самооценки – такие приложения как Вконтакте, и другие,  где есть возможность поставить и получить оценку за свое фото, побуждает человека быть зависимым от мнения большинства людей, жить и совершать  поступки например сделать селфи с опасного места  ради получения лайка . Наблюдаются также случаи интернет подражания – человек находит себе кумира и полностью копирует его поступки, манеру говорить и одеваться, образ мышления в своей жизни. Особенно это может проявляться в семье, в которой нет явного лидера и также у людей без субъектного подхода к собственной жизни.

Интернет также формирует наше мышление. Большое количество людей на каком – либо новостном канале игре и т. д. поддерживают одну идеологию и любят одинаковых кумиров. Он также формирует и наше восприятие наши установки во многом особенно у молодого поколения. Здесь необходимо сослаться на Д. М . Узнадзе и рассказать о его теории установки. Согласно данной концепции  наша установка имеет большое значение в плане категории восприятия предмета или события. Можно заранее «программировать» восприятие человека касаемо предмета, события и т.п.

В ходе проведения мною эмпирической части работы было опрошено 60 студентов ИНСПО КУБГУ  в возрасте от 17 до 20 лет. Методиками исследования послужили: наблюдение, интервью и анкета Кимберли Янг о выявлении интернет зависимости.

Для обоснования защиты своего утверждения о зависимости от интернета молодежи привожу утверждения и реакцию на них опрошенных:

  1. Неготовность отказаться от испытываемого в результате аддиктивного поведения удовольствия,

Согласилось 55 человек

  1. Несогласие с квалификацией собственного поведения как заболевания, отказ от помощи,

Согласилось 60 человек

  1. пренебрежение ранее существенными моментами в жизни, разрушение в результате такого поведения отношений со значимыми людьми,

30 человек нашли в этом критерии свою ситуацию

  1. Неприятие критики своего поведения, защиту от критики и возникновение чувства вины и беспокойства,

30 человек из шестидесяти соответствуют данному тезису

  1. Желание скрыть аддиктивное поведение,
  2. Безуспешность попыток самостоятельно отказаться от зависимости, Попыток отказаться от интернет ресурсов – 0.
  3. Часто — наличие других глубинных потребностей, которые лишь маскируются под конкретную аддикцию.

3 человека

Удивителен тот факт ,который также удалось выяснить, что люди семейного плана и зрелого возраста – 32 года также ,как и молодежь подвержены интернет зависимости – женщины и мужчины. Вследствие приходим к утверждению, что сфера интернета уравнивает людей им пользующихся. Интернет создает различные хронотопы в этих играх заставляя игроков ждать новых сюжетов и серий игр, ждать вознаграждения и подчинять свой день сигналу будильника для получения вознаграждения.  Это современный пример теории Ухтомского о формирования доминанты и хронотопа у людей, как молодого возраста так и зрелого. Для интернета нет разница в возрасте пользователя.

Гендерная зависимость от интернета

Обосновывая вывод сделанный в ходе проведенного исследования должна сказать, что наши зеркальные нейроны взаимодействуют  между другими зеркальными нейронами при взаимодействии  в интернет сфере между людьми, создавая при этом одинаковые паттерны мышления.

В заключение, считаю необходимым добавить, что в интернет сфере наблюдается не гендерное неравенство, а наоборот гендерная «похожесть» между людьми. И мужчины и женщины могут проявлять одинаковые интересы в социальных сетях и в онлайн играх. На примере проведенного исследования был сделан вывод об этой «похожести» мужчин и женщин, где мужчины могут демонстрировать  такое поведение в  цифровом пространстве, как и женщины, оборачиваясь на 60 лет назад ,еще до появления интернет пространства трудно было себе это представить.

Также интернет имеет и положительные стороны аспекты – например возможность дистанционного обучения, возможность посещения музеев выставок чтения литературы бесплатно и т д. Зависит от того какой выбор делает сам человек.  Интернет дает помощь в реальной жизни но также может и заменить реальную жизнь собой полноценно.

Литература:

  1. Кимберли Янг «Пойманные в Сеть»
  2. Границы «Я» и Онлайн-реальности: влияние цифровых реалий// под ред.

Джейн Гакенбах, Джонатана Боуна

  1. Чалдини Роберт «Психология влияния».С.320.1975г.
  2. Chen Y., Peng S.S. University students’ Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation // Cyberpsychology& Behavior – 2008 –vol.11 – p. 467 – 469.

--

Автор статьи: Мадатова Эстелла (психолог)

Источник: https://psyh.info/article/psihologiya-lichnosti/chelovek-v-internete.html