Найти тему

Как идут дела на море в Специальной Военной операции

Кто владеет морем, тот владеет миром. Это справедливо для любого глобального военного или политического конфликта, и даже для локального конфликта высокой интенсивности, который мы наблюдаем на Украине. Имея с виду мощный, по крайней мере, по европейским масштабам, Черноморский Флот, Россия Черное море не контролирует, а потому и мира на своих условиях добиться не может. Со вступлением Финляндии в НАТО контроль над Балтикой также оказался окончательно потерян. В случае большой войны как балтийские, так и черноморские порты легко могут быть заблокированы противником, а флоты - уничтожены. Большая война пока является предметом теории, но Россия уже приближается к стратегическому поражению в СВО на практике, в значительной степени - из-за отсутствия контроля над морем. Ниже разберем, почему.

Единственной ПЛ ВМС Украины была лодка "Запорожье" проекта 641. Корабль был сдан экипажем России в 2014 году, отбуксирован в Крым, и в настоящее время готовится к переводу на хранение. В составе ЧФ России находятся 7 подлодок более нового проекта.
Единственной ПЛ ВМС Украины была лодка "Запорожье" проекта 641. Корабль был сдан экипажем России в 2014 году, отбуксирован в Крым, и в настоящее время готовится к переводу на хранение. В составе ЧФ России находятся 7 подлодок более нового проекта.

Блокада морских путей сообщения - мощный удар по экономике и инфраструктуре любого государства, в ряде случаев - даже смертельный. В случае с Украиной такая блокада привела бы к нарушению поставок зерна, что сильно ударит не только по Украинской экономике, но также и по экономикам ряда стран запада, усугубив кризисные явления в них. Цена на зерно - это один из факторов влияющих на рост инфляции, которую западные банки изо всех сил стараются сдержать. Но блокады украинских портов не получилось - суда под флагами западных государств без проблем ее прорывают. Удар по судну под флагом государства-члена НАТО приведет к началу войны на море, но ЧФ к такой войне не готов.

Потому что ведущие в Черное море проливы контролирует Турция, которая является членом НАТО, а большую часть побережья контролируют недружественные России государства. ЧФ сможет действовать только в прибрежной зоне в северо-восточной части моря, не получая подкреплений и пытаясь выжить под ударами натовских кораблей, пока не будет окончательно заперт в Новороссийске с подходом сил 6 флота США. Чтобы оказать кораблям НАТО хоть какое-нибудь стоящее противодействие, нужно иметь над ними качественное или количественное преимущество. Но и то, и другое - на стороне вероятного противника. В воздушном пространстве над Черным морем преимущество также у НАТО. Единственное, что реально может противопоставить Россия - мощную группировку ПВО в районе Новороссийска и в Крыму. Но ПВО в Крыму не является непробиваемым - доказано недавними украинскими ракетными ударами. Возможностей для прикрытия собственного воздушного пространства у ВКС здесь в принципе достаточно, но если придется действовать над морем, то сразу начнутся большие проблемы. Короче, военное давление стран НАТО срывает морскую блокаду, и сводит попытки ее до уровня пустой бравады.

При помощи Черноморского Флота, если бы он был на это способен, можно было бы добиться быстрого поражения Украины. Захват Одессы или Николаева посредством морской десантной операции не только нарушил бы экспорт зерна, но и оттянул крупные резервы ВСУ, захват территорий предотвратил бы отступление под Херсоном. Такая операция готовилась, но проведена не была, потому что ЧФ на практике оказался не способен к ее осуществлению. Морские операции отличаются высокой сложностью и требуют отлаженного управления и мощной поддержки с воздуха. Имеющиеся в наличии старые советские БДК такое уже не вытянут, а вот при наличии "Мистралей", если бы их поставили, высадку можно было бы осуществить. Но после поставок Украине западными партнерами береговых ПКРК Гарпун высадка более невозможна: старые десантные корабли ЧФ просто не смогут подойти к побережью на необходимое расстояние, а палубной авиации вообще никакой не имеется.

Десантные вертолетоносцы типа Мистраль французского производства. Такой корабль одновременно и командный центр, и госпиталь, и БДК с возможностью размещения легких танков, БТР, десантных лодок, и база для 16 ударных вертолетов. 2-х таких кораблей уже достаточно для осуществления и поддержки крупной современной десантной операции.
Десантные вертолетоносцы типа Мистраль французского производства. Такой корабль одновременно и командный центр, и госпиталь, и БДК с возможностью размещения легких танков, БТР, десантных лодок, и база для 16 ударных вертолетов. 2-х таких кораблей уже достаточно для осуществления и поддержки крупной современной десантной операции.

Сейчас ЧФ, тем не менее, играет очень важную роль в СВО: часть ракетных ударов по стратегическим объектам на территории Украины наносится именно с кораблей. Украине нечем на них ответить - своего флота практически нет, а береговые комплексы не достают. Но украинцы нашли свой способ противодействия на море - при помощи надводных ударных дронов. Случай с БДК "Оленегорский Горняк", атакованным и серьезно поврежденным прямо в бухте Новороссийска, демонстрирует высокую эффекивность этих средств. Хотя БДК более не играют важной роли в боевых действиях, они используются для снабжения войск, а главное - на его месте может оказаться любой другой корабль, в том числе - ракетный. Инцидент с русским танкером в Керченском проливе еще серьезнее: он может быть первым эпизодом украинско-русской "танкерной войны", экономический ущерб от которой будет колоссальным. Для защиты судоходства придется привлечь ударные корабли, а замены им с других флотов не придет, потому что турки заблокировали проливы.

Флот в любой войне средство стратегическое. В ядерной войне он вообще играет первую скрипку. В конвенциональном конфликте - когда доходит до его активного применения, война на истощение достигает своей кульминации. Кто навяжет свою волю на море - тот и победит. Потому что ущерб на море по своим масштабам всегда больше ущерба на земле. Элемент наземной инфраструктуры можно восстановить или заменить, а утонувший корабль с зерном или топливом - нет, что утонуло - то пропало. Корабли как боевые единицы намного дороже танковых подразделений, и каждая их потеря, или даже повреждение всегда заметны. ну и наконец - корабли как ударные средства абсолютно незаменимы.

Потому что вылет "Стратега" современными средствами слежения как правило быстро обнаруживается, его время в воздухе ограничено несколькими часами, что позволяет подготовить ПВО и просчитать, когда произойдет удар. В случае с кораблями это не так. Корабль способен длительное время находиться в море в готовости к удару, и момент, когда он произойдет, даже приблизительно просчитать сложно. Подлодку вообще практически невозможно отследить, если флота не имеешь, и даже если флот в наличии есть, слежение за подлодками задача технически сложная и комплексная: для ее решения используют одновременно корабли, гидрофоны на дне и специализированную авиацию. Удар из под воды гарантирует внезапность, и потому начиная с 1990-х работа тактическими крылатыми ракетами с обычной БЧ все чаще ведется именно из под воды. Тем не менее, даже такое грозное оружие, как подлодки, значительно теряет в эффективности, если контроля над морем нет.

И вот сейчас как раз и настал тот момент, или даже этап противостояния, когда фокус его смещается на море. Потому что на земле боевые действия зашли в тупик, о чем я уже писал. Украинский "Контрнаступ" вот вот застопорится, упершись в нехватку живой силы, плотное минирование и мощные укрепления второй линии обороны. Строго говоря, Украина вообще похоже пошла путем локальных мясорубок, отказавшись от большого прорыва. В российских же СМИ только и разговоров, что о могучем ответном наступлении. Но за два месяца неоднократные попытки русских наступать на различных направлениях на Донбассе провалились. Все до одной. Причины - Украина сохраняет необходимые для обороны резервы, средства и технику, оборона повсеместно хорошо подготовлена, а главное - у ВС РФ нет контроля над небом над территорией противника. ВСУ могут перебрасывать свои резервы куда хотят и когда хотят. Разговоры же о бесконечных резервах и незначительных потерях ВС РФ яйца выведенного не стоят. Было бы оно так - уже давно был бы успех в наступательных операциях.

На земле - не получается, в воздухе тоже. Ракетные удары эффективны, в основном, по второстепенным целям, так как Киев и другие стратегически важные районы более-менее надежно приркыты ПВО, за счет подарков от западных друзей. Если не получится решить задачи на море, что останется тогда? Опций имеется много, правда рабочих - ни одной нет. Продолжать наземные операции, в надежде, что у ВСУ закончится живая сила? Году эдак к 2030-му, наверное, это точно произойдет, если в России пацаны не закончатся раньше. Они ведь не только массово калечатся и погибают, но и бегут из страны. Можно продолжать ракетные удары, пока на Украине не будут закрыты районы второстепенной важности, и в дело массово не пойдут ракеты и дроны украинского производства. А что? Неплохой шанс по-настоящему испытать российское ПВО. Рвануть в новое наступление на Киев вместе с Лукашенко - может он согласится. Увлекательно будет отлавливать белорусских дезертиров в полесских лесах. Короче много, много еще возможностей до самого конца российской экономики.

Но самый надежный способ все прос..ть, это позволить Украине установить статус Кво на море, то есть отнять у России последние возможности для контроля над ним. И к этому дело идет. Идет потому, что флот оказался не эффективен, как минимум - Черноморский Флот. Потому что прежде, чем начинать большую локальную войну, то есть, простите, "Спецоперацию", стледует хорошенечко осведомиться, готовы ли к ней авиация и флот. И если не готовы, то лучше не начинать.