Найти тему
Спортс“

Кавани был сверхчеловеком в «Наполи». С ним не сравнились ни Осимхен, ни Игуаин

Жаль, что потерял себя в Париже.

Кавани перешел в «Боку» – но когда я думаю о нем, представляю только в Неаполе. Время будто остановилось, отдавая должное безграничной энергии, которая заряжала миллионный город и которой, конечно, не пристало стареть. Не знаю, почему так. Эдинсон пробыл в «Наполи» не дольше, чем в Палермо или Париже. Нет никаких чисто физических причин ассоциировать его с футболкой, снятой десять сезонов назад.

Возможно, для объяснения феномена не нужны глубокие бергсоновские размышления – достаточно, что неаполитанский Кавани сам с трудом вписывался в физические законы. Переодеваясь в футболку «Наполи», он облачался в супергеройский плащ. Пересекая боковую линию, оказывался в параллельной реальности.

В этой реальности, разумеется, менялись пределы силы, и Эдинсон получал преимущество надо всеми. В декабре 2010-го «Наполи» принимал «Лечче». Игра не шла. Добавленное время соперники встретили с нулями, и вопреки раскладам, за победой пошли апулийцы. На 92-й Грава в подкате выскреб мяч с линии. Неаполитанцы попытались ответить, захлебнулись в ленивой перепасовке и бросились предотвращать новый пожар.

Именно в этот момент – когда команда настолько обмякла, что разбивалась о центральную линию, – вступил новый форвард. Эдинсон опустился на свою половину, словно поводырь, обязанный перевести остальных на другую сторону, разыграл простенькую двухходовочку и снова получил мяч в 40 метрах от ворот. Помощи не было. Кавани обвел троих и разрядился в девятку.

«Матч был тяжелым, мы еле справлялись, – вспоминал неаполитанец Андреа Доссена. – За минуту до гола Грава достал мяч на линии. И вдруг Эди отсек опекуна на развороте. В том году мы несколько раз забивали на последних минутах, и когда он пошел в обводки, я подумал: «Нет, такое не повторяется». И вдруг гол. Я даже не праздновал – переглядывался с вратарем, сидя на земле, и думал: «Мамма миа, нам удалось».

Трибуны взорвались, разнеся по городу весть о феномене. В «Палермо» уругваец зарекомендовал себя нападающим, которого ценят за объем, а не результативность – неаполитанцы ждали ремесленника, а не героя. Гол «Лечче» стал первым проявлением необычного свойства, по непонятной причине присущего Кавани только в Неаполе: в лучшие дни его класс казался непомерным настолько, что приближался к всесилию.

Два тура спустя Эди продемонстрировал его против «Ювентуса». Туринцы еще не превратились в каток, который уравняет остальную Серию А до серого фона, но относительная уязвимость не имела значения – неаполитанцы не стали ненавидеть врага меньше. Фанаты жаждали крови за каждый евро и каждое скудетто, которые ушли с Юга на Север. Кавани стал первым, кто их насытил. Уругваец ушел с хет-триком, все головой, и полуостров сошел с ума. NapoliToday поставил ему 13 по 10-балльной шкале. Трибуны скандировали: «Мы вернулись».

За один вечер город не только уверовал в истинный Ренессанс, но и нашел его символ. Годы разрухи, минорных лиг и болтанки в середине таблицы наконец завершились. «Наполи» взлетел на 2-е место. Кавани олицетворял возрождение. Его содержательный стиль далеко оторвался от лаконичности старых девяток и сполна воплотил воинственность команды и города. Эди возвращался к своим воротам, забирал воздух на угловом и мчался в атаку, чтобы замкнуть ее. Он был стихийным бедствием, сметающим все на пути – и неаполитанцы радовались, что оказались по нужную сторону.

«Я никогда не забуду любовь Неаполя, – признавался Кавани. – Только из-за неаполитанских болельщиков я отказал «Интеру» и «Ювентусу». Всегда буду им благодарен». Город ответил взаимностью. Когда гастролеры ограбили жену Эдинсона, мафия нашла виновных за несколько часов.

-2

Тому «Наполи» такой нападающий был необходим. Утомительный фартлек Мадзарри не предполагал наступательной феерии. Неаполитанцы начинали атаку длинным пасом и синхронным вертикальным движением, призванным насытить зону и выиграть подбор. Каждый гол требовал чрезмерного приложения силы и рождался из череды затяжных забегов и костедробительных единоборств. Как и все подобные клубы, «Наполи» не управлял игрой и потому слишком зависел от последовательности случайных удач вроде пары выигранных сантиметров в нескольких дуэлях подряд. Девятка, превратившая сверхпроизводительность в норму (во всем – завершении, борьбе, движении), стала его спасением.

Не меньше Кавани выручал без мяча. Мадзарри практиковал 3-4-1-2, заточенную на спринты вперед-назад без центра поля. В середине играли всего два полузащитника. Численное меньшинство подставляло неаполитанцев, и они нуждались в черновой работе атакующей линии. Эди выкладывался больше других. В сезоне-2012/13 он делал 1,8 отбора + перехвата в среднем за матч – это до сих пор один из лучших результатов Серии А среди форвардов. Всего он давал около 6 оборонительных действий за игру – на уровне некоторых защитников.

Подобным объемом Мадзарри позднее утопил топ-карьеру Белотти. Но Кавани колотил вопреки забитым мышцам (если те вообще забивались: однажды он насмешливо попросил секундомер после матча ЛЧ – доказывал, что полтора часа матча не помешают ему пробежать кросс). Он закончил первый сезон с 33 голами во всех турнирах, и когда вся Италия обсуждала явную кратковременность яркой вспышки, как будто намеренно лишил ее слов – уложил «Барсе» через себя на Кубке Гампера. Гол не засчитали, кажется, не столько из-за офсайда, сколько потому, что забивать так лучшему клубу мира как-то противоестественно. Слишком за гранью человеческих способностей.

Эди закончил второй сезон с теми же 33 мячами и впечатляющим крестовым походом против англичан в Лиге чемпионов (4+2 в 4 матчах с «Ман Сити» и «Челси»). На третий год он выбил 38 голов, попрощался с Неаполем 7 мячами в 5 последних матчах и ушел третьим бомбардиром в клубной истории. С его эффективностью (0,75 гола за игру) не сравнился никто. Никто в итальянском футболе не сочетал столько пахоты с результативностью.

-3

Само собой, переход был неизбежен – «Наполи» ни за что не удержал бы такого форварда. Но в день трансфера в «ПСЖ» мы потеряли настоящего Эдинсона Кавани. Слишком долго он играл в оттяжке за Златаном, слишком много славы делил с остальными. Рекорды стали утешительным призом. В Париже он стал простым топ-бомбардиром. В Неаполе символизировал всемогущество на острие атак.

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Фото: Gettyimages.ru/Giuseppe Bellini, Paolo Bruno