Зимой жители Петербурга делятся на две категории. Первые берут в руки лыжи с коньками и едут за город, чтобы насладиться морозной погодой. Вторые – скупают туры к южным морям, откуда шлют фотографии солнечных пляжей и загорелых тел. В феврале 2019 года я , будучи корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, решила совместить оба варианта: достала всю тёплую одежду и отправилась на выходные к морю.
Спят леса и селения
Небеса и сомнения
Но сиянье обрушится вниз
Станет твоей судьбой
Егор Летов
Путешествие началось на Ладожском вокзале. Билеты на поезд были куплены до железнодорожной станции Кемь, откуда летом идёт непрекращающийся поток туристов на Соловки. Я решила съездить в этот город и выяснить, как Белое море встречает гостей зимой.
Дорога на поезде из Петербурга в «Кемску волость» занимает 13 с половиной часов. Гостей города встречает железнодорожный вокзал, который занимает двухэтажное здание. На втором этаже несколько месяцев действует буккроссинг . Желающие могут принести прочитанные книги и взять с собой понравившиеся.
Дорога традиционно ведёт туриста в городской музей, до которого с вокзала можно добраться за полчаса. По пути гостей Кеми встречают деревянные, кирпичные и панельные дома не выше пяти этажей, а ещё магазины и аптечные пункты с женскими именами.
На пересечении улицы Каменева и Ленина можно увидеть Благовещенский собор, который в настоящее время восстанавливают. Собор был заложен в 1882 году. Его строили из кирпича на деньги, завещанные купцом Антоновым. Собор освятили в 1905 году, а спустя 30 лет он был закрыт. С 1991 года религиозная жизнь храма возобновилась.
Пройдя через мост, туристы оказываются на улице Малышева. Почему её так назвали – указано на памятной табличке дома № 3. Пантелеймон Николаевич Малышев был секретарём Кемского уездного совета.
Кемь – один из множества небольших городов России, в котором большая часть улиц названа в честь революционеров. После Октябрьского восстания Север стал одним из первых районов молодого государства, куда вторглись интервенты. Экскурсовод краеведческого музея «Поморье» Юрий Кузнецов рассказал об истории зарождения большевистской власти в Кеми:
«В середине декабря 1917 года произошло объединение советов ряда сёл и был создан Совет Поморского района Кемского уезда с центром в Сороке. Исполком Совета (прим.ред.: ныне город Беломорск) возглавил большевик Александр Каменев».
В марте 1918 года в Мурманске высадились вооруженные отряды англо-франко-американских интервентов, которые планировали соединиться с войсками контрреволюции после захвата Архангельска. К лету около Мурманска сосредоточились 10 000 иностранных солдат.
Опасность дошла и до северной Карелии в конце марта 1918 года, куда вторглись отряды белофиннов численностью 2 500 человек. Они предполагали завладеть Кольским полуостровом и Карелией, наступали на Кандалакшу и Кемь.
В Кеми были сформированы красногвардейские отряды, которые стояли на подступах города на железнодорожных станциях Мурманской железной дороги и деревнях. Отряды создавались в уездном Совете Кеми, который возглавляли коммунисты Андрей Иванович Мосорин (председатель исполкома Кемского уездного Совета с марта 1918 года), Александр Александрович Каменев и Рейнгольд Семёнович Вицуп (заведующий военным отделом Кемского уездного совета, латыш по национальности, рабочий Мурманской железной дороги). В честь каждого из них позднее назовут улицы города.
Солдат не хватало, и в апреле-мае 1918 года советское правительство поручило отрядам петербургских рабочих приехать на север для охраны Мурманской железной дороги. Прибывшие 350 человек в первом отряде следили за безопасностью на участке дороги от Кеми до Петрозаводска, а 450 человек из второго отряда стояли на участке от Кеми до Мурманска.
В боях с белофиннами обороной города руководили большевики Рейнгольд Вицуп, Михаил Фостий и Александр Каменев. 2 июля интервенты разогнали Кемский уездный Совет и расстреляли членов исполнительного комитета – Каменева, Вицупа и Малышева. В 1936 году их останки были захоронены в сквере имени Жертв Революции. Страна не забыла своих героев и увековечила их имена в старых и новых улицах.
Так, на пересечении улицы Малышева и Комсомольской начинается улица Вицупы, на которой стоит Часовня Троицы Живоначальной, Успенский собор и Краеведческий музей «Поморье».
Деревянный Собор Успения Пресвятой Богородицы начали строить в 1711 году. Архитектор и исследователь русского зодчества Владимир Суслов написал в путевых заметках: « ...Мы по компасу взяли направление и вскоре показался Кемский залив... На самом мысе поднималась уже покосившаяся громадная башня старинного острога.
Быстрое течение двух рек, омывающих это место, давно разрушило старинное Кемское укрепление, и теперь только широкая восьмиугольная башня, очутившаяся на островке, доживает свои последние годы.
Сзади этого пошатнувшегося безмолвного свидетеля минувших оборон, на склоне горы виднелось старинное, ныне заколоченное здание бывшего подворья Соловецкого монастыря. За ним на горе расстилалась группа стареньких домов, а между ними как-то особенно величаво рисовались в воздухе высокие, почерневшие от времени шатровые крыши собора».
Архитектор-реставратор, студентка 5-го курса МГСУ Светлана Петрова рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ:
«Успенский собор, возведённый в Кеми в память о победе над Швецией в Северной войне, задумывался как сооружение величественное и яркое. Расположенный на высоком берегу Леп-острова храм и сейчас сохраняет свою доминантную градообразующую роль».
Заслуженный работник культуры России Елена Ополовникова писала о том, что ко времени возведения Успенского собора планировочная структура Кеми была сформирована: «Строители собора блестяще выполнили поставленную перед ними задачу – возвести сооружение, которое, отвечая духу времени, по своей торжественности и величию превосходило бы другие постройки города».
«Многошатровый, и уже этим уникальный памятник, имеет важные конструктивные особенности. Все его объёмы представляют собой взаимосвязанный сруб, задуманный и построенный как единое сооружение, без последующих перестроек или достроек, – говорит Светлана Петрова. – Впечатляет также тонкий расчёт при создании завершения – если обойти храм вокруг, не будет ни одной точки, где все три шатра сливаются воедино. В целом, собор выдержан в традиционном для Поморья стиле: основания шатров – восьмерик с повалом на высоком четверике, декоративные кокошники повторяют бочки алтарных прирубов».
Деревянная постройка пережила революцию и войну, а в годы советской власти церковь фрагментарно реставрировали в 1960-х годах. Проектом руководил знаменитый архитектор и основоположник создания музея «Кижи», автор-реставратор часовен «Кижского ожерелья», церквей в Яндомозере и Челмужах Александр Ополовников.
«Собор несколько раз реставрировался, основная качественная реставрация была проведена в 1960-е годы Александром Викторовичем Ополовниковым. Был выполнен ремонт кровель, заполнены круглые проёмы в восьмерике, частично укреплены стены. Ополовников отличался стремлением воссоздать первоначальный облик памятника – практически во всех его работах можно заметить, как визитную карточку, снятие тёсовой обшивки – результата реставрации XIX века, повсеместно встречающейся на древних сооружениях. На Успенском соборе также была снята обшивка и восстановлено первоначальное крыльцо, воссозданы кокошники и заложены большие поздние окна», – рассказала Светлана.
В 1975-1980 годы на деревянном здании провели консервационные работы. После падения СССР церковь вновь открыли для посетителей. В 2012 году Патриарх Кирилл передал Успенский собор подворью Соловецкого монастыря. В апреле 2016 года в соборе началась реставрация , которая затянулась и продолжается до сих пор. Деревянное здание было построено без прочного фундамента и просело на метр в землю. В настоящее время видно, что ветхие брёвна и доски заменили на свежее дерево.
На чётной стороне улицы напротив собора находится Краеведческий музей «Поморье». Он расположился в здании бывшего уездного казначейства.
В музее регулярно проходят мероприятия для школьников. Туристам же проводят экскурсии, где рассказывают об истории края, о природе, местных святынях, промыслах, быте и обычаях. Также на экскурсии отмечают знаменитую Кемскую мореходную школу, которую в 1915 году окончил первый капитан атомного ледокола «Ленин» Павел Акимович Пономарёв. Именем полярного капитана назвали не только улицы в Мурманске, Архангельске и Петропавловске-Камчатском, но и транспортно-ледокольное судно Мурманского морского пароходства.
«На базе музея расположена 21 икона деисусного чина из Успенского собора, – открыл завесу уникальных экспонатов экскурсовод краеведческого музея «Поморье» Юрий Кузнецов. – Восемь икон находится в основной экспозиции, остальные 13 убраны в бокс, так как музей не располагает площадью для показа всех икон. «Деисусный чин» – это второй ряд высокого иконостаса, где, помимо центральной иконы Христа (Вседержителя или «Спаса в Силах»), Богородицы и Иоанна Предтечи, по обе руки Спасителя занимают свои места образы архангелов Михаила и Гавриила. Также иконы Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Святителя Николая. Дата их написания примерно середина XVII века.
В коллекции самого музея также есть коллекция икон, дата их создания датируется от начала XVIII – до середины XX веков. Часть из них представлена в экспозиции музея. Особенно дороги нам иконы, расшитые кемским речным жемчугом, который был добыт на реке Кемь».
Рядом с музеем через реку Кемь раскинулся мост, который соединяет город Кемь и посёлок Гайжево. В конце 2010 года мост рухнул из-за сильного ветра, и около 250 жителей посёлка оказались отрезаны от большой земли. Добраться до Кеми им помогают сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам. В течение полугода Гайжевский мост восстанавливали, и 12 июня 2011 года его открыли для проезда. В настоящее время по нему ходят люди и проезжают автомобили.
Как рассказывают местные жители, к сожалению, молодёжь из Кеми постепенно уезжает. В городе есть школы, а дальше учиться негде, и молодые парни и девушки отправляются получать образование в Петрозаводск, Мурманск или Петербург. Детей в Кеми проще встретить, нежели совершеннолетнюю молодёжь.
После прогулки по городу настало время отправиться в посёлок Рабочеостровск, на побережье Белого моря. Он находится в 12 километрах к северо-востоку от Кеми. Поселение на берегу моря появилось в 1888 году, когда архангельские купцы основали здесь лесопильный завод. Суда могли перевозить груз и подплывать прямо к берегу. Изначально планировалось, что люди здесь будут работать сезонно, но склонность к оседлому образу жизни привела рабочих к тому, что здесь появился полноценный посёлок, а место назвали Попов Остров. В то время фамилия Попов была одной из самых популярных в России.
После революции остров назвали Красным, в 1924-м – Островом Октябрьской Революции, а с 1929 года он носит нынешнее название. Местные жители иногда называют его Рабочим Островом. В 1923 году в посёлке открыли «Кемский пересылочно-распределительный пункт», откуда заключённых отправляли в Соловецкий лагерь особого назначения.
Во время Второй Мировой войны в посёлок эвакуировали оборудование из Медвежьегорского деревообрабатывающего завода, когда финские войска под руководством главнокомандующего Карла Густава Маннергейма вошли в Медвежьегорск . Так было спасено производство лыж для советской армии, а также приклады и ящики для снарядов.
В нынешнее время в летний сезон Рабочеостровск становится пересыльным пунктом для тысяч туристов. По словам местных предпринимателей, после 2014 года европейских туристов стало гораздо меньше. При этом путешественники из Китая частично компенсируют недостаток «убывших». Зимой приезжие могут остановиться в коттеджах на берегу моря и прогуляться до единственной материальной достопримечательности посёлка – это декорации, оставшиеся после съёмок фильма Павла Лунгина «Остров».
Пётр Мамонов исполнил в кинокартине роль монаха, который обладает способностью исцелять. Однако огромный грех таится в его душе…
Некоторые туристы, приезжающие в Рабочеостровск, всерьёз полагают, что съёмки шли в настоящей церкви. Однако всё было не так. На маленьком полуострове стоял барак без крыши, который превратили в церковь. Декораторы построили купола, занялись внутренним убранством.
Впоследствии Павел Лунгин говорил о съёмках газете «Труд»:
«Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло».
Экскурсовод краеведческого музея «Поморье» Юрий Кузнецов несколько иначе смотрит на значимость фильма для Кемского края:
«Фильм «Остров» Павла Лунгина вряд ли смог побить рекорд фразы из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ведь именно там прозвучала с экранов кинотеатров и телевизоров «Кемска волость». Много изменилось на этом месте, но оно пользуется у туристов популярностью. В наши дни добровольцы в летний период производят уборку данной территории. Место съёмок фильма, виды моря и природы дополняют красоту нашего края».
Добраться до места съёмок можно в любое время года, но зимой дорогу осложняет большое количество снега: если к дому никто не ходил несколько дней, то придётся тропить по колено в снегу, а то и глубже.
P.S.: Текст был написан в 2019 году. В июне 2021 года здание барака, перестроенное в церковь для съёмок фильма «Остров», сгорело. В июле того же года Пётр Мамонов скончался от осложнений коронавируса.
По пути из места съёмок «Острова» на Портовой улице стоит деревянная Церковь Троицы Живоначальной, построенная в 90-е годы, и Подворье Соловецкого Монастыря, где паломники могут остановиться перед отплытием на Соловки.
Зимой на берегу Белого моря и в самой Кеми местные жители и приезжие периодические наблюдают удивительное природное явление – северное сияние.
Материал подготовила Надежда Дроздова