Найти тему
Маргарита Хачатрян

Как привить молодежи любовь к Родине?

Что такое развитие активной гражданской позиции, правовой, политической и социальной культуры молодежи? Это одна из основных целей, сформулированных Законодательным Собранием Санкт-Петербурга при создании Молодежного Парламента. Осуществление такой деятельности возможно при выполнении следующих функций: организация проектной деятельности, организации отдыха и досуга, военно- патриотическое воспитание молодежи, выявление и поддержка молодежных лидеров, молодых политиков, содействие их профессиональной подготовке, осуществление взаимодействия с органами государственной власти [1].

Развитие активной гражданской позиции является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в молодежной среде. На сегодняшний день необходимо создать условия для формирования инициативности, гражданского самосознания и коммуникативных умений подростков, так как именно эти качества присущи личности с выраженным проявлением гражданской активности [2].

Формирование активной гражданской позиции складывается из нескольких составляющих: духовно-нравственное и ценностно-смысловое, историческое, политико-правовое и патриотическое воспитание.

Чаще всего для транслирования перечисленных ценностных ориентиров используются методы, не позволяющие в полном объеме погрузить молодежь в необходимую среду и передать важность процесса воспитания. Например, тематические лекции и уроки, просмотры документальных фильмов или обучающих роликов не являются эффективным способом донесения информации до подростков и молодежи.

В качестве альтернативы предлагаю интерактивные формы деятельности. А именно интеллектуальные игры, с помощью которых возможно донесение основных позиций, необходимых для воспитания гражданской позиции и гражданского самосознания.

Примерами успешно реализованных проектов можно назвать тематические интеллектуальные игры «Россия объединяет», «Город над вольной Невой», «Загадки Арктики» в формате командной игры в спортивную версию «Что? Где? Когда?» с элементами классической «Своей игры». Такие игры обращены на повышение уровня патриотического воспитания через интеллектуальную деятельность. Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 14 до 35 лет. Качественный состав вопросов может корректироваться для различных возрастных категорий, а также в зависимости от конечной цели игры. Например, в игре «Загадки Арктики» особое внимание уделено привлечению внимания подростков и молодёжи к теме Арктики и вовлечению молодежи в решение вопросов сохранения и развития Арктической зоны; в викторине «Россия объединяет» ключевым является укрепление межнациональных отношений путем ознакомления участников с особенностями национальных культур, а также расширение культурного кругозора, культурное развитие молодежи.

Отдельно стоит отметить интеллектуальную игру «Город над вольной Невой», которая направлена на формирование культурно-исторического восприятия нашего города в молодежной среде. Здесь нужно сделать акцент на следующем: мы, как жители Петербурга, имеем уникальную возможность формировать активную гражданскую позицию и культуру молодежи через призму нашего города. В основу воспитания молодых жителей Петербурга может быть положен взгляд на город как мир особой культуры, художественное целое, социально-пространственную систему и исторический феномен. Правильное преподнесение ценности краеведения призвано помочь в формировании активной гражданской позиции, правовой, политической и социальной культуры молодежи.

Реализуем проекты интеллектуально-патриотических игр на площадке молодежного клуба «Дружба»:

Молодежный клуб «Дружба» I Калининский район

Список источников:

1. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16.03.2022 No110 «Об утверждении Положения о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга».

2. Волобоева Н. Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. N 39.

3. Саратовцева Н.В. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания Российской молодежи // Армия и общество. 2010. N 1.