Найти в Дзене
Ключи времени

“Не место и не время!” Так кем был Тухачевский в глазах Сталина - "Бонапартом" или "Франко"

В 1936-1937 годах в Москве проходили процессы против троцкистской оппозиции, а также против высокопоставленных военных. Последних обвиняли в попытках развала армии, в работе на немецкий Генштаб и в планах захвата власти в СССР. Можно ли теперь, по прошествии лет, всерьёз говорить о справедливости таких обвинений? Как это ни странно, но в чём-то можно. У таких военачальников, как Тухачевский, Уборевич или Якир кроме иных военно-стратегических подходов к военному делу были ещё и личные претензии к наркому обороны Ворошилову. Сразу скажем – претензии вполне обоснованные, Ворошилов как был кавалеристом образца 1918 года, так таковым и остался. Правда, с существенным уточнением – лично беззаветно преданным Сталину. Чего за Тухачевским и К° не наблюдалось – они своё мнение всегда смели иметь, а гением вождя не считали. В послевоенные годы точка зрения на то, был ли заговор Тухачевского против Сталина, не было его или он был, но против системы – менялась не раз. Колебалась в соответствии с «л

В 1936-1937 годах в Москве проходили процессы против троцкистской оппозиции, а также против высокопоставленных военных. Последних обвиняли в попытках развала армии, в работе на немецкий Генштаб и в планах захвата власти в СССР.

Можно ли теперь, по прошествии лет, всерьёз говорить о справедливости таких обвинений?

Как это ни странно, но в чём-то можно. У таких военачальников, как Тухачевский, Уборевич или Якир кроме иных военно-стратегических подходов к военному делу были ещё и личные претензии к наркому обороны Ворошилову.

Сразу скажем – претензии вполне обоснованные, Ворошилов как был кавалеристом образца 1918 года, так таковым и остался. Правда, с существенным уточнением – лично беззаветно преданным Сталину. Чего за Тухачевским и К° не наблюдалось – они своё мнение всегда смели иметь, а гением вождя не считали.

Тухачевский Михаил Николаевич. 1924 г. Яндекс картинки
Тухачевский Михаил Николаевич. 1924 г. Яндекс картинки

В послевоенные годы точка зрения на то, был ли заговор Тухачевского против Сталина, не было его или он был, но против системы – менялась не раз.

Колебалась в соответствии с «линией партии». Дело осложнялось тем, что архивы НКВД были основательно подчищены, из материалов расследования по делам Тухачевского, Якира, Егорова, Блюхера и других крупных военных деятелей были изъяты (по существу просто выдраны «с мясом») целые страницы.

Почему? А потому, что Хрущёв и такие же как он деятели, имевшие руки по локоть в крови, радостно перевыполняя планы по поиску и сдаче «врагов народа».

Вот они там, в архивах, и порезвились… Но проделано это было так неаккуратно, что у позднейших исследователей по контексту фраз, на которых обрывались предложения перед изъятыми страницами, и тех, которые были в делах потом, вне всякой связи с предыдущим сложилось твёрдое убеждение о виновности.

Всё-таки виновности! Как бы там не пытались партийные органы устроить «жертвам сталинизма» реабилитации.

Другое дело, чего именно хотели попавшие под каток репрессий маршалы, командармы I ранга и иные военные рангом пониже. И как они собирались действовать, если бы высшее руководство страны к их мнению не прислушалось.

Здесь нужно коснуться в первую очередь мифа о том, что Сталин не любил, когда ему возражали. Это не совсем так. На аргументированные возражения, в интересах дела, реагировал вполне адекватно.

А вот чего не прощал, так это личных выпадов против него и когда возражения исходило от группы лиц, а потом внезапно все претензии снимались, а ещё вчера возражавшие вдруг начинали славословить мудрость вождя.

Но ведь именно так и случилось с позицией «заговорщиков» по Ворошилову! А Сталин называл такое поведение «двурушничеством», когда правая рука не знает, что делает левая – а это уже опасно.

После первомайского, 1936 года, парада был приём в Кремле. Тухачевский и его единомышленники подошли к Сталину и стали говорить о том, что Ворошилова из руководства наркоматом обороны лучше убрать.

Вождь пресёк эти разговоры. «Не место и не время! Обсудим на Политбюро». И военная оппозиция Ворошилову действительно была приглашена на Политбюро. Но… все, кроме Уборевича, от своих намерений публично отказались!

К. Ворошилов и И. Сталин. Яндекс картинки
К. Ворошилов и И. Сталин. Яндекс картинки

И запаниковали. Начались какие-то непонятные дёрганья, лихорадочные перемещения с места на место – а бдящее НКВД, давно держащее руку на пульсе событий, расценило это как подготовку к захвату власти.

Тем более, что уже шла Гражданская война в Испании, где один из генералов – Франсиско Франко, как раз поднял мятеж против законного лево-социалистического правительства.

Вряд ли у Тухачевского и его единомышленников успел сложиться чёткий план действий. Всё только обсуждалось, и дальше разговоров дело пока не шло. Но – органы сработали на опережение. И случилось то, что случилось.

Но был ещё один момент. Уже после войны, когда были опубликованы воспоминания Вальтера Шелленберга, главы немецкой разведки, стало ясно, что немцы через главу правительства Чехословакии Бенеша подсунули советской контрразведке талантливо состряпанную спецслужбами Рейха «дезу».

В ней, на фоне фактов вполне рабочих и легальных контактов Тухачевского с лицами из немецкой оборонной промышленности были и фальшивки, не отличимые от настоящих документов.

Скорее всего, это и стало последней каплей в чаше сталинского терпения.

Если вам понравилась статья - поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! До новых встреч на канале. Все интересное еще впереди! Благодарю!