Найти в Дзене
Заметки Стоика

Как в СССР автомобили покупали. Вы еще жалуетесь на цены?

Оглавление

Сегодня каждый желающий может приобрести новый автомобиль в автосалоне, а если денег мало – на вторичном рынке. И нужно ли жаловаться на цены в условиях огромного рынка и ассортимента? Нет денег – покупай «Жигули» за 100 тысяч или иномарку за 500 тысяч рублей. Каждому свое и по возможностям, а выбор есть всегда.

В советское время покупка автомобиля становилась целым событием, которого ждали всей семьей. Примечательно, что даже при наличии средств, далеко не всегда можно было приобрести машину свой мечты.

Граждане – в очередь.

Стоит напомнить, что в советское время население не было столь избаловано выбором легкового транспорта. Конечно, была отдельная прослойка общества, которая могла себе позволить даже иномарки. Однако основная масса населения терпеливо ждала своей очереди или пыталась получить ценные сертификаты.

Парадокс в том, что большинство граждан жили не шибко богато, но при этом наблюдался дефицит автомобилей. Наверное, это была самая стабильная часть экономической модели СССР. К слову, в середине прошлого века машины в стране Советов действительно продавались без очереди, но такая лафа продлилась недолго.

Уже в 70-е годы, чтобы попасть в очередь нужно было не только обойти несколько инстанций, но и работать на крупном предприятии или в колхозе. Чтобы точно записаться, следовало получить одобрение главного профсоюзного органа, а еще парткома. Если человек имел проблемы на работе, то его ставили в конец очереди.

И тут некоторые читатели правильно подметят, что далеко не все ждали автомобиль годами. Были и такие, кто получал заветную мечту буквально через пару месяцев. Обычно это касалось тружеников и руководство предприятия.

Откуда брались «свежие» авто?

Логично задаться вопросом, как некоторым семьям удавалось часто менять автомобили. Советские законы были строгими, но и их можно было обойти, причем без особых трудностей. По сути, новые машины фактически оформляли на родственников – брат, сват и внуки. Конечно, я немного утрирую, но подобная практика считалась довольно распространенной. В итоге удавалось менять авто каждые 3-4 года и получать не совсем легальные нетрудовые доходы.

В отдельных случаях приобрести автомобиль можно было без очереди на особые «параллельные» средства. Речь идет о чеках, которые выдавал отдельным гражданам Внешпосылторг. Например, если человек несколько лет проработал за границей, то он мог использовать иностранные средства для покупки авто, но с учетом обмена на рубли.

Да, да, мы говорим о знаменитых магазинах по типу «Березка» для иностранных граждан и чиновников. Простому населению такие товары были не по карману, хотя там можно было приобрести любой дефицит.

Вот так и жили в стране Советов, а сейчас все жалуются, что автомобили подорожали. Нам нужно больше радоваться и уважать то, что есть в реальности.