Найти в Дзене

Кала-Корейш: заброшенное село, полное тайн.

Оглавление
село Кала-Корейш
село Кала-Корейш

Легенды и мифы древней крепости Кала-Корейш


У легендарного поселения и история соответствующая — круто замешанная на невероятных космогонических событиях. По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Как ни странно, в этой легенде есть доля правды: когда-то на месте Кавказских гор плескалось Сарматское море, а сами горы выглядели как острова. Но было это слишком давно — 10—14 миллионов лет назад. Другая легенда приписывает основание крепости арабам-корейшитам — мекканскому племени, к нему принадлежал и пророк Мухаммед. Эта версия объясняет название селения: Кала-Корейш в переводе с арабского — «крепость корейшитов» (местные жители называли село по-своему — Урцмуци).
В VII—VIII вв. (если верить арабским летописям) либо в IX—X вв. (в соответствии с исторической хроникой «Тарих Дагестан») в Кайтаг пришли арабские газии — поборники ислама, которые под знаменем священной войны огнем и мечом насаждали новую религию в Дагестане. Труднодоступная вершина горы, стоящей у слияния пяти рек, была для воинственных миссионеров идеальным стратегическим пунктом. Со всех сторон гору окружали ущелья, в село вела только узкая тропинка над отвесным обрывом. Высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущелью, были настоящей крепостной стеной. Укрепив поселение и построив систему сигнально-оборонительных башен, пришельцы превратили Урцмуци в один из первых форпостов распространения ислама на Северном Кавказе. Именно здесь была резиденция кайтагских уцмиев, которые, приняв ислам, утверждали, что ведут свой род от дядей пророка Мухаммеда — корейшитов Хамзы и Аббаса, — чьи потомки завоевали Кайтаг. — Это не более чем версия, — говорит Махач Мусаев, директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

-2

Джума-мечеть XI века и пантеон кайтагских уцмиев с уникальными надгробиями XI−XIX веков — то, ради чего в Кала-Корейш поднимаются и паломники, и туристы, и ученые. Стелы выполнены в едином «уцмийском стиле»: на плите из местного камня арабской вязью вырезаны коранические тексты, философские изречения, стихи, их оплетают геометрический и растительный орнаменты. Удивительно: на редких могилах встретишь имя покойного.

— Из 39 надгробий имена есть только на пяти-шести. Арабская вязь выполняет не только эстетическую функцию, но в первую очередь — смысловую. Текст первичен, — комментирует эту особенность Махач Мусаев. — Он соответствует традиции и носит назидательный характер: рассказывает о неизбежности смерти, которая вместе с тем — «дверь» в загробный мир, о равенстве всех перед Господом, о бренности мира. «Все сущее тленно, кроме Него», «Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?», «И днем, и вечером прибывают обитатели земли, и стираются их прекрасные черты» — изречения говорят о тщете всего сущего, о том, что имя человека забудется, останется лишь вечная мудрость. — Помимо текстов из Корана на плитах вырезаны отрывки из произведений поэтов разных стран. Так, на надгробии Амир-Хамзы (XVIII век) — стихи андалусского ханафитского ученого XI века Абу-Бакра ат-Туртуши. На других стелах встречаются тексты Фараздака — арабского поэта VII—VIII вв. из Басры; Зейн аль-Абидина — правнука пророка, подвижника, философа, очень набожного человека, жившего в Медине в VII веке, — продолжает Мусаев.

-3

Но если все изречения на могилах посвящены смерти, то изображения говорят о вечности жизни. — Удивительно, что дагестанские камнерезы пользуются мотивами и символами, которые появились задолго до ислама: здесь и бесконечная виноградная лоза, и мировое древо с птицами на ветвях и зверями у корней, и солярные знаки, и свастика. Все это общемировые символы, которые появились еще в первобытные времена и встречаются в искусстве Ирана, Древней Руси, среди рунических камней викингов, у народов Дальнего Востока… Так, львы и орел, изображенные на саркофагообразном надгробии Хиздана XII—XII вв., поразительно напоминают животных, вырезанных на стенах Дмитровского собора во Владимире конца XII века.

-4

Надписи на надгробиях в селе Кала-Корейш:

Сгинули все, и некому поведать тебе. Покинули все этот свет, и нет ответа от них.
Все сущее тленно, кроме Него. За Ним — решение, и к Нему вы будете возвращены.
И днем, и вечером прибывают обитатели земли, и стираются их прекрасные черты.
Где тот, что был унижен, и тот, что был превознесен?
Господь — Он тот, кто создал нас безгрешными. Затем мы возвращаемся к Нему с грехами.
Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?
Смерть — это дверь.
Как добраться до крепости Кала-Корейш 
До крепости Кала-Корейш можно добраться двумя путями: пешком и на внедорожнике. Но сначала надо попасть в горы. Для этого нужно поехать на машине или на маршрутке в сторону села Кубачи. Маршрутка несколько раз в день (в зависимости от заполнения) отъезжает от Северной автостанции Махачкалы.

-5

Природа и достопримечательности Дагестана


Дорога до Кубачи сначала асфальтированная, затем — грунтовая, но широкая и вполне приличная. От Кубачи до Кала-Корейш идет горная тропа. Ехать можно только на внедорожниках. Не доезжая всего нескольких километров до села Кубачи, слева Вы увидите не очень яркий рекламный щиток, на котором написано «К крепости Кала-Корейш 4,5км». Дальше — горный серпантин, узкий и сложный.

-6