В условиях современного общества встаёт много вопросов про воспитание детей, отношения к ним и их будущему, развитию мотивации и самостоятельности (автономности). С одной стороны, родители ходят ясного и обеспеченного будущего для своих детей, с другой — перед ними размытый образ развития самого государства. Очень сильно изменилась ситуация и в образовательной системе. Сегодня дети максимально с раннего детства вовлекаются в конкуренцию, в образовательную сферу вместо игровой, и к началу школьного возраста не успевают отыграть необходимые для формирования устойчивой личности сюжетно-ролевые игры.
Родители начинают сравнивать детей и указывать им на более успешных и "хороших" детей, чем вызывают у своего ребёнка боль, вину, стыд и сильный страх перед будущим и успешностью в нём. В такой ситуации дети стремятся как можно быстрее выйти из-под влияния родителей или скрыто протестуют, или саботируют интересы родителей и свои собственные, чтобы доказать свою самостоятельность и ответственность.
Большая часть сегодняшних родителей воспитывалось и обучалось в системе высокого доверия к школе и другим образовательным институтам. Образ и роль педагога, воспитателя, преподавателя была непререкаема. Сегодня в самих образовательных системах также произошло много конфликтов и перемен, которые демотивируют учителя и ученика. На службу всему поставлены деньги. И в этом существует тоже конфликт. Очень большое количество учеников имеет финансовый статус выше учительского, что порождает враждебность и презрение. В таких условиях потерялась разумная "защита" авторитета учителя и сохранение авторитета личности ученика. Сами родители чувствуют себя в такой ситуации просто беспомощными. Работая с детьми и родителями с 1992 года, я отметил для себя следующие трудности у детей и родителей, которые ведут вначале к школьной, а потом и к жизненной дезадаптации.
Итак, в чём основные проблемы у родителей:
1. В отсутствии знаний сильных качеств своего ребёнка.
2. В чрезмерной опеки и гиперконтроле в обучения ребёнка.
3. В отсутствии знания уровня способностей своего ребёнка и попытке его завысить.
4. В неумении поддерживать ребёнка и любить его без условий в достижениях.
5. В неправильном стимулировании детей и развитию учебной мотивации.
6. В неумелом применении наказаний, особенно в период начальной школы.
7. В отсутствии защиты ребёнка от авторитарности отдельных учителей.
В чём основа таких родительских ошибок? Она, конечно, имеет разную природу: чаще всего это не осознаваемые эмоции и чувства, которые формируют проблему. Среди них чаще всего встречаются такие, как: вина, страх, слепой гнев и стыд. У каждого такого конфликта своя история развития и эта история формирует тот или иной перекос в отношениях с ребёнком.
Какие проблемы и трудности возникают у самого ребёнка в ситуации конфликта? Самая большая потеря для него — это потеря доверия к родителям. Он начинает злиться и обижаться, что его любят, только если он выполняет все желания и условия родителей, и особенно их ожидания. У него появляется страх в признании, что не всё у него получается, что ему нужна помощь взрослых, что он теряет познавательный интерес, в том числе и к школьным знаниям и навыкам.
Второй проблемой можно обозначить, что ребёнок боится признаваться в том, что у него не получается, в своём страхе, что он меньше знает и может, чем считают учителя и родители. Чаще всего взрослые определяют такие успехи ребёнка в ленивости. "Ребёнок у вас способный и всё может, только лень мешает" — очень распространённое понятие низких результатов в учёбе! И что начинает делать родитель с помощью учителя? Конечно же, бороться с ленью. В моём понимании, "лень" — понятие социальное. И если ваш ребёнок начал лениться и ненавидеть школу, то, прежде всего, ищите конфликты, связанные с его разочарованием в школе и даже может уже в вас, как в родителях. А лучше обратиться уже к специалисту, который хорошо разбирается в вопросах школьной дезадаптации. Это могут быть школьные или детские психологи.
Следующий аспект, при котором дети "управляют" родителем, это чувство родительской вины, за какую-то историю или ситуацию перед ребёнком. Это приводит к потери родительской силы и авторитета перед ребёнком. И тогда родитель всё готов сам делать за ребёнка, вплоть до выполнения школьного домашнего задания.
Если события начинают принимать такой оборот, ищите помощи. Кроме того родителям может быть стыдно перед своими родителями и перед родителями других детей, что их ребёнок отличается своими возможностями и способностями. Всегда в этом случае лучше встать на защиту ребёнка, поддерживать его.
И, наверное, самое главное, если вы чувствуете, что теряете возможность управлять своим ребёнком, и не удаётся справляться со своими чувствами, то найдите возможность обратиться к опытному психологу.
Научившись правильно говорить с ребёнком, разрешив ему отреагировать на всё, что у него накопилось в конфликте со взрослыми, ВЫ снова обретёте взаимопонимание, вернёте в его жизнь уверенность и интерес к познанию.
Желаю удачи и терпения на этом не лёгком родительском пути.
Рязанцев А.Н.