Найти тему
Хронопортация

Какой вопиющий случай 1981 года чуть не привёл к войне между Швецией и СССР

Начиная с 1142 года, Швеция считалась одним из главнейших противников Руси. Однако после финальной победы в 1809 г. о своих воинственных планах ей пришлось позабыть. 20 столетие прошло для скандинавов уже в мирном ключе. И лишь в начале 2020-х наш северный сосед решил присоединиться к блоку, остро угрожающему России. Всё это так, однако в прошлом веке произошёл один странный инцидент, который чуть было не нарушил добрососедство. Усаживайтесь в своих креслах поудобнее, а я вам расскажу что да как.

В октябре 1981 года из города-порта Палдиски (Эстония) заступила на боевое дежурство советская субмарина С-363 №137. Помимо штатного и неопытного командира – капитана третьего ранга Анатолия Гущина на её борту присутствовал его непосредственный начальник – кавторанг Иосиф Аврукевич. В остальном миссия ничем не отличалась от предыдущих. Курс судна должен был пролегать рядом с берегами Дании близ о. Борнхольм.

Здесь и ниже представлены фото из архива непосредственного участника событий – Виктора Енина.
Здесь и ниже представлены фото из архива непосредственного участника событий – Виктора Енина.

Две недели команда несла службу в штатном режиме. В середине месяца С-363 зашла в польский порт Свиноуйсьце, где экипаж 2 дня отдыхал, а затем отправился в море. Вскоре произошла первая неприятность: под водой моряки услышали громкий скрежет. Как оказалось, верхушка подлодки зацепилась за рыбацкий трал. К счастью, никто, включая рыбаков, не пострадал. Однако полностью вышел из строя пеленгатор, точнее – его рамочная антенна.

Без испорченного прибора субмарина была, как без глаз, так как не могла "видеть" вероятного противника на радаре. Кроме того, ухудшилась в разы навигация, поэтому миссию стоило отменить и отправиться в надводном положении до ближайшей базы для ремонта. О поломке доложили в штаб флота. Вскоре пришёл строгий ответ, который обязал офицеров продолжить вояж, используя резервное оборудование. К тому же в команде С-363 числился неумелый штурман – старлей Анатолий Коростов. Просто удивительно, как человек смог получить высокую должность, ведь прокладывать точный курс и пользоваться картой он почему-то не умел.

В то время лодка находилась в 53 милях от точки, рассчитанной Коростовым. Экипажу было невдомёк, что судну по невероятному стечению обстоятельств удалось воспользоваться секретным фарватером шведов и пройти в узкий залив шириной около 11,8 метров. И тут вечером 27 октября корпус субмарины вздрогнул и в отсеках вновь раздался скрежет. Только на этот раз морякам не свезло, а подводная лодка выпрыгнула на каменную отмель шведского побережья.

С-363 на мели, 30.10.1981 г.
С-363 на мели, 30.10.1981 г.

Чтобы не разводить панику, замполит Беседин тут же успокоил команду. Офицеры всё ещё надеялись снять С-363 с мели, но в темноте сделали всё ещё хуже. На рассвете штурман сообщил, что он всё-таки определил местопребывания судна. Однако остальные всё поняли и без него, глядя на вышку РЛС неподалёку. Оказалось, что советские моряки "пришвартовались" к юго-восточному берегу Швеции. Именно поэтому недоумевающий Коростов наловил в свой адрес десятки крепких слов, о которых раньше и не слышал.

"Держались ребята молодцом. Однако в глазах у всех немой вопрос: что случилось? Говорю как есть: сели на мель, где и почему – пока не знаем. Будем разбираться, попробуем сняться своими силами. Экипаж несколько успокоился, напряжение понемногу начало спадать".
Отрывок из мемуаров Василия Беседина.

Делать нечего. Расстроенные подводники подняли знамя ВМФ СССР и стали дожидаться шведов. Но время шло, а военные всё не приплывали. И лишь несколько часов спустя субмарину заметил рыбак, который обратился в полицию. В участке лишь посмеялись над фантазией мужчины, так как рядом с местом событий находилась военная база Карлскруна. Полицейские полагали, что в этом месте и мышь не проскочит, но реальность вылила им на голову ушат ледяной воды.

Место аварии указано стрелкой на карте.
Место аварии указано стрелкой на карте.

Рыбак всё не унимался и опять позвонил в участок. В итоге полисмены связались с командованием базы, и ответ не заставил себя долго ждать. Командор Карл Андерссен лично приплыл на катере к месту катастрофы, где вступил в переговоры. После этого всё завертелось, понеслось. Об инциденте узнали в Кремле и шведском правительстве. В министерство Швеции срочно был вызван советский посол Яковлев, а в военно-политических кругах скандинавов возник переполох.

"Я обнаружил русскую подводную лодку! Она села на мель у острова Турумшер. Стяг с красной звездой! Что? Я рыбак. Нет, я вчера не пил. И утром не употреблял!"
Запись обращения очевидца Бертиля Стрюкмана.

Вначале Андерссон и Гущин пытались договориться без вышестоящих командиров, но их беседа ни к чему не привела. К тому же выяснилось, что на вооружении С-363 ВОЗМОЖНО числится ядерная торпеда. Дальше – больше. На выручку подводников выдвинулась эскадра Балтийского флота, а командующий шведскими ВМС получил приказ открывать огонь в случае нарушения водных границ. В какой-то момент ситуация начала выходить из-под контроля. В Стокгольме даже задумались о штурме подлодки, поэтому место пограничников заняли спецназовцы ВМФ.

Ещё одно фото с места событий.
Ещё одно фото с места событий.

В Швеции отменили все увольнительные военнослужащих и экстренно объявили сборы резервистов. В свою очередь наши офицеры получили секретный приказ взорвать субмарину в случае штурма. 1 ноября 1981 г. скандинавы выдвинули Кремлю ряд справедливых условий:

1) Москва должна официально извиниться за вопиющий инцидент;

2) Оплата спасательной миссии целиком и полностью ложилась на представителей союзного государства;

3) Снятие судна с мели должно осуществляться исключительно шведским кораблём;

4) Подводники обязаны дать показания шведским спецслужбам.

К счастью, Кремль выразил согласие с условиями и конфликт был вскоре решён. Официальной версией случившегося стала техническая неисправность без злого умысла экипажа.

Военные моряки фотографируются на подлодке незадолго до её злосчастного похода.
Военные моряки фотографируются на подлодке незадолго до её злосчастного похода.
"В ночь с 27 на 28 октября этого года советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции".
Новости ТАСС от 06.10.1981 г.

Уже 6 ноября судно сняли с отмели и отбуксировали в нейтральные воды. Через 2 дня подводники вернулись в Союз, где держали ответ перед начальством. Аврукевича уволили, Гущина понизили в звании и списали на берег, а замполит Беседин вышел сухим из воды. Стоит сказать, что о штурмане-неумехе почему-то забыли и он, как и весь экипаж, никакого наказания не понёс. У меня есть мысль, что старлей был родственником кого-то из верхушки ВМФ. А как думаете вы, дорогие друзья?

Подписка и Ваш щедрый лайк помогают в развитии канала, мотивируя автора на лучшую работу. Всего доброго!