Начиная с 1142 года, Швеция считалась одним из главнейших противников Руси. Однако после финальной победы в 1809 г. о своих воинственных планах ей пришлось позабыть. 20 столетие прошло для скандинавов уже в мирном ключе. И лишь в начале 2020-х наш северный сосед решил присоединиться к блоку, остро угрожающему России. Всё это так, однако в прошлом веке произошёл один странный инцидент, который чуть было не нарушил добрососедство. Усаживайтесь в своих креслах поудобнее, а я вам расскажу что да как.
В октябре 1981 года из города-порта Палдиски (Эстония) заступила на боевое дежурство советская субмарина С-363 №137. Помимо штатного и неопытного командира – капитана третьего ранга Анатолия Гущина на её борту присутствовал его непосредственный начальник – кавторанг Иосиф Аврукевич. В остальном миссия ничем не отличалась от предыдущих. Курс судна должен был пролегать рядом с берегами Дании близ о. Борнхольм.
Две недели команда несла службу в штатном режиме. В середине месяца С-363 зашла в польский порт Свиноуйсьце, где экипаж 2 дня отдыхал, а затем отправился в море. Вскоре произошла первая неприятность: под водой моряки услышали громкий скрежет. Как оказалось, верхушка подлодки зацепилась за рыбацкий трал. К счастью, никто, включая рыбаков, не пострадал. Однако полностью вышел из строя пеленгатор, точнее – его рамочная антенна.
Без испорченного прибора субмарина была, как без глаз, так как не могла "видеть" вероятного противника на радаре. Кроме того, ухудшилась в разы навигация, поэтому миссию стоило отменить и отправиться в надводном положении до ближайшей базы для ремонта. О поломке доложили в штаб флота. Вскоре пришёл строгий ответ, который обязал офицеров продолжить вояж, используя резервное оборудование. К тому же в команде С-363 числился неумелый штурман – старлей Анатолий Коростов. Просто удивительно, как человек смог получить высокую должность, ведь прокладывать точный курс и пользоваться картой он почему-то не умел.
В то время лодка находилась в 53 милях от точки, рассчитанной Коростовым. Экипажу было невдомёк, что судну по невероятному стечению обстоятельств удалось воспользоваться секретным фарватером шведов и пройти в узкий залив шириной около 11,8 метров. И тут вечером 27 октября корпус субмарины вздрогнул и в отсеках вновь раздался скрежет. Только на этот раз морякам не свезло, а подводная лодка выпрыгнула на каменную отмель шведского побережья.
Чтобы не разводить панику, замполит Беседин тут же успокоил команду. Офицеры всё ещё надеялись снять С-363 с мели, но в темноте сделали всё ещё хуже. На рассвете штурман сообщил, что он всё-таки определил местопребывания судна. Однако остальные всё поняли и без него, глядя на вышку РЛС неподалёку. Оказалось, что советские моряки "пришвартовались" к юго-восточному берегу Швеции. Именно поэтому недоумевающий Коростов наловил в свой адрес десятки крепких слов, о которых раньше и не слышал.
"Держались ребята молодцом. Однако в глазах у всех немой вопрос: что случилось? Говорю как есть: сели на мель, где и почему – пока не знаем. Будем разбираться, попробуем сняться своими силами. Экипаж несколько успокоился, напряжение понемногу начало спадать".
Отрывок из мемуаров Василия Беседина.
Делать нечего. Расстроенные подводники подняли знамя ВМФ СССР и стали дожидаться шведов. Но время шло, а военные всё не приплывали. И лишь несколько часов спустя субмарину заметил рыбак, который обратился в полицию. В участке лишь посмеялись над фантазией мужчины, так как рядом с местом событий находилась военная база Карлскруна. Полицейские полагали, что в этом месте и мышь не проскочит, но реальность вылила им на голову ушат ледяной воды.
Рыбак всё не унимался и опять позвонил в участок. В итоге полисмены связались с командованием базы, и ответ не заставил себя долго ждать. Командор Карл Андерссен лично приплыл на катере к месту катастрофы, где вступил в переговоры. После этого всё завертелось, понеслось. Об инциденте узнали в Кремле и шведском правительстве. В министерство Швеции срочно был вызван советский посол Яковлев, а в военно-политических кругах скандинавов возник переполох.
"Я обнаружил русскую подводную лодку! Она села на мель у острова Турумшер. Стяг с красной звездой! Что? Я рыбак. Нет, я вчера не пил. И утром не употреблял!"
Запись обращения очевидца Бертиля Стрюкмана.
Вначале Андерссон и Гущин пытались договориться без вышестоящих командиров, но их беседа ни к чему не привела. К тому же выяснилось, что на вооружении С-363 ВОЗМОЖНО числится ядерная торпеда. Дальше – больше. На выручку подводников выдвинулась эскадра Балтийского флота, а командующий шведскими ВМС получил приказ открывать огонь в случае нарушения водных границ. В какой-то момент ситуация начала выходить из-под контроля. В Стокгольме даже задумались о штурме подлодки, поэтому место пограничников заняли спецназовцы ВМФ.
В Швеции отменили все увольнительные военнослужащих и экстренно объявили сборы резервистов. В свою очередь наши офицеры получили секретный приказ взорвать субмарину в случае штурма. 1 ноября 1981 г. скандинавы выдвинули Кремлю ряд справедливых условий:
1) Москва должна официально извиниться за вопиющий инцидент;
2) Оплата спасательной миссии целиком и полностью ложилась на представителей союзного государства;
3) Снятие судна с мели должно осуществляться исключительно шведским кораблём;
4) Подводники обязаны дать показания шведским спецслужбам.
К счастью, Кремль выразил согласие с условиями и конфликт был вскоре решён. Официальной версией случившегося стала техническая неисправность без злого умысла экипажа.
"В ночь с 27 на 28 октября этого года советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции".
Новости ТАСС от 06.10.1981 г.
Уже 6 ноября судно сняли с отмели и отбуксировали в нейтральные воды. Через 2 дня подводники вернулись в Союз, где держали ответ перед начальством. Аврукевича уволили, Гущина понизили в звании и списали на берег, а замполит Беседин вышел сухим из воды. Стоит сказать, что о штурмане-неумехе почему-то забыли и он, как и весь экипаж, никакого наказания не понёс. У меня есть мысль, что старлей был родственником кого-то из верхушки ВМФ. А как думаете вы, дорогие друзья?
Подписка и Ваш щедрый лайк помогают в развитии канала, мотивируя автора на лучшую работу. Всего доброго!