В ходе начавшейся 8 апреля 1944 года Крымской наступательной операции Красной Армии находившиеся на полуострове немецкие и румынские части были рассечены и затем уничтожены или захвачены в плен, хотя часть техники и живой силы противнику все же удалось эвакуировать морем или по воздуху.
Как известно, главная советская военно-морская база на Черном море – Севастополь – была освобождена 9 мая 1944 года.
К этому времени остатки гитлеровцев были вытеснены на мыс Херсонес, откуда их должны были эвакуировать корабли конвоя Patria.
Главными транспортами конвоя были два судна на дизель-электрической тяге, построенных в 1941 году на верфях Венгрии. По иронии судьбы это были систершипы, строившиеся по заказу Советского Союза. Начавшаяся война обусловила невозможность передачи транспортов заказчику, и корабли в итоге достались гитлеровской Германии, где были названы в честь остготских королей «Teja» и «Totila».
Миссия конвоя состояла в том, чтобы снять разбитые и прижатые к морю остатки частей и доставить их в Румынию. Два транспорта под охраной двух румынских эсминцев и двух немецких тральщиков вышли из Констанцы под покровом ночи 8 мая 1944 года. Несмотря на свежую погоду, переход морем в целом сложился удачно и к часу ночи 10 мая конвой подошел к крымскому берегу. Была, правда, одна досадная вещь. Днем 9 мая советская авиаразведка засекла конвой.
Пройдя минное заграждение около часа ночи 10 мая, «Тейя» подошла к мысу Херсонес, дожидаясь лоцмана, которого должны были доставить сюда. Но вместо лоцмана в 01ч 30 мин появились советские самолеты, сбросившие бомбы, не причинившие, правда, вреда кораблю. Кроме этого, «Тейя» была выхвачена из темноты лучом прожектора и оказалась под постоянным огнем береговой артиллерии.
Вскоре подошедшая к «Тейе» немецкая посудина потребовала от конвоя встать на якоря ожидая прибытия паромов Зибеля с эвакуируемыми. Капитан «Тейи» предложил не вставать на якорь, чтобы уклоняться от бомб. С посудины дали добро. Сразу после этой встречи снова налетели «Илы», но особого урона они снова не причинили. А в 4 часа подошли первые паромы Зибеля и катера с людьми.
Немцы и румыны взбирались на борт «Тейи» в четырех местах (по два с каждого борта). Погрузка сильно осложнялась усилившимся ветром и волной. Не обходилось и без паники на паромах и катерах. Погрузка шла под непрерывным советским артиллерийским огнем и бомбардировками. Начались потери среди погруженных на борт солдат и офицеров. Примерно к 7.30 на борт «Тейи» было погружено около 5 тысяч человек.
В это же время затонул «Тотила», пораженный тремя фугасными бомбами ФАБ-100, сброшенными «Илами», отчего на борту начался сильный пожар. После этого капитан «Тейи» засобирался в Румынию. К транспорту присоединились три тральщика, а также уцелевшие немецкие штурмботы и паромы Зибеля. Однако советское командование вовсе не собиралось отпускать «Тею», на которую после потопления «Тотилы» был перенесен весь огонь авиации.
Налеты совершались каждые полчаса. Около 10 часов «Илам» удалось нанести «Тейе» серьезные повреждения, в результате чего ее ход замедлился до 5 узлов. А в начале второго часа транспорт был атакован шестеркой «Бостонов», и эта атака с правого борта оказалась успешной. Бомба пробила борт, вышла из строя машина. На борту началась паника.
Интересен способ бомбометания, при помощи которого была потоплена «Тейя». Оно получило название топмачтовое или «прыгающее». Было замечено, что при определенных углах сброса авиабомб с низких высот, они не тонут, а отскакивают от воды, и это свойство было решено использовать. Самолет-топмачтовик снижался до высоты 20-40 м над водой при расстоянии до цели 600 - 1000 метров. Здесь он набирал максимальную скорость, на которой шел примерно 4-5 секунд и на расстоянии 250-300 метров до цели сбрасывал бомбы и резко набирал высоту. Бомбы соприкасались с водой, летя почти горизонтально, отскакивали от поверхности на высоту до 10 метров, после чего поражали цель. Это работало при любом волнении моря. Самолет же резко взмывал и как бы «перепрыгивал» цель, уходя ввысь.
«Тейя» была одним из первых вражеских судов, которые советской авиации удалось потопить таким способом. Корабль около двух часов дрейфовал, медленно погружаясь под воду. Немцы и румыны, несмотря на сильное волнение, спрыгивали в воду, где их по возможности подбирали другие суда, но авиация по-прежнему совершала налеты, пока транспорт, наконец, полностью не затонул. Тральщики и другие суда смогли подобрать 300-400 человек, остальные утонули.
По подсчетам капитана «Тейи» корабль получил 5 прямых бомбовых попаданий при 17 воздушных налетах на него. В своем докладе он отмечал большие потери от пулеметного огня самолетов, всячески восхвалял действия команды и заявил, что зенитчикам удалось сбить 7 советских самолетов, хотя на самом деле советская авиация никаких потерь не понесла. Таков был бесславный конец остатков гитлеровских войск, трусливо бежавших из Крыма в мае 1944 года.