Найти тему
С искусством по жизни

Приплыли - 180 лет Илье Репину. 8 интересных фактов о знаменитом художнике

Оглавление

Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина - художника, оставившего нам огромное творческое наследство. Вряд ли в нашей стране есть человек, который бы не знал имя этого живописца.

Репин прожил долгую жизнь, являясь весьма незаурядной личностью. Я подготовила для вас 8 фактов об этом интересном художнике ⬇️

Был в постоянном движении

Репин был очень спортивным человеком и всегда много двигался. Даже во время разговора он активно размахивал руками.

С юности он любил танцевать и порой вальсировал до упаду. А однажды, придя в гости к Толстым, Репин с супругой шокировали всех, устроив посреди ночи  «плясовые оргии под граммофон».

Гопак, 1927, 174×210 см - последняя большая картина Репина
Гопак, 1927, 174×210 см - последняя большая картина Репина

Илья Ефимович ездил верхом, плавал, работал в саду, ходил на лыжах и катался на санях. Ученик художника Антон Комашка вспоминал, как 75-летний учитель заставлял его проделывать 15-минутный комплекс английской гимнастики перед тем, как отправиться в мастерскую. А перед сном он обязательно проходил длинную дистанцию физкультурным шагом.

Портил свои картины

Репин страдал от перфекционизма и часто бывал недоволен своими картинами. Случалось, что он переписывал уже готовые работы, и его не смущало даже то, что они уже были выставлены в Третьяковской галерее. Павел Третьяков запретил пускать туда Репина в свое отсутствие, так как было несколько эпизодов, когда Илья Ефимович приходил с красками и кистями и переписывал полотна прямо на глазах у изумлённых посетителей.

Из-за этой особенности Репина Третьяков однажды сам внёс правки в одно из полотен живописца: Павел Михайлович посчитал, что на портрете Толстого у писателя слишком красный лоб. Побоявшись, что Илья Ефимович увлечется исправлениями и все испортит, меценат высветил лоб сам.

Портрет Л. Н. Толстого. 1887Третьяковская галерея
Портрет Л. Н. Толстого. 1887Третьяковская галерея

Никогда не писал полотно "Приплыли"

Интересно, что художнику приписывают авторство картины «Монахи (Не туда заехали)», из-за которой появилось ироничное выражение «картина Репина «Приплыли», хотя на самом деле ее написал Лев Соловьев.

Дело в том, что в 1930-х это полотно висело рядом с работами Репина, которые оказались в подавляющем большинстве. Кто-то решил, что «Монахи» тоже принадлежат кисти Ильи Ефимовича. Чуть позже картину в народе переименовали в «Приплыли» и «заменили» автора.

Лев Соловьёв - Монахи. Не туда заехали, 1870-е 52 × 78,5 см
Лев Соловьёв - Монахи. Не туда заехали, 1870-е 52 × 78,5 см

Спал на холоде

Художник придерживался строгих правил в отношении ночного отдыха.

Спать он предпочитал в помещении с настежь открытыми окнами, причем и летом, и зимой - в доме художника даже была специальная спальня с тёплыми спальными мешками.

Дочь Репина вспоминала:

В "холодной" спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица

Не отапливал Репин и мастерскую, чем отбил желание позировать у многих натурщиков.

Был правшой, но писал левой

После того, как у Репина стала отниматься правая рука, он начал пользоваться левой.

Позже он придумал хитрую приблуду: прикрепил большую палитру к поясному ремню, освободив тем самым обе руки. Выглядело это очень своеобразно:

-5

Не стал писать Маяковского

Однажды Репин, вдохновившись стихами Маяковского, предложил создать его портрет.

В условленное время поэт явился в Пенаты, на что живописец на эмоциях воскликнул: «Что же вы наделали?!»

Оказалось, что Маяковский побрился наголо, а Репину очень нравились его волосы.

В итоге портрет так и не был написан - Репин сделал лишь набросок, бурча себе под нос о том, как жаль, что волос не стало.

В ответ поэт нарисовал шарж на самого Репина, который понравился Илье Ефимовичу.

Ел сено и картофельную шелуху

Вторая жена Репина, Наталья Нордман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, была убеждённой вегетарианкой. Она полностью изменила рацион питания художника и его частых гостей.

Когда в Пенаты приезжали друзья и единомышленники (обычно это случалось по средам - в имении был "день открытых дверей"), на стол подавались отвары из сена и свёклы, котлеты из риса и картофельной шелухи, "куропатки" из репы, морковные "зайцы", свекольный кофе, бифштексы из клюквы, печенье из подорожника с миндалём, а также соленья и фрукты.

Зная об этом, некоторые гости привозили с собой мясо и тайком съедали в укромных уголках.

Но даже несмотря на специфическое меню дома Репина и Нордман, за трапезой обычно собиралось по 20-30 человек.

Яблоки и листья1879, 64×75 см
Яблоки и листья1879, 64×75 см

Кстати, необычен был и сам стол - он был заказан Натальей у финского столяра Пекко Ханекайнена в 1909 году и мог вращаться, чтобы гость мог взять себе любое блюдо без посторонней помощи.

За большой круглый стол село 13 или 14 человек…Так как народу было много, то не обходилось без курьёзов: захочет Чуковский солёных рыжиков, вцепится в “карусель”, тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой - вспоминал обеды Репина Давид Бурлюк.
Гости в имении Репина перед знаменитым вращающимся столом
Гости в имении Репина перед знаменитым вращающимся столом

Не превозносил себя и ценил дружбу

Репин был отличным другом - он не соперничал с другими художниками, не плел интриг. И очень любил сотрудничество.

Однажды Айвазовский предложил Илье Ефимовичу совместно написать картину «Прощание Пушкина с морем». Он посчитал себя слабым в портретном жанре, поэтому доверил изобразить поэта своему другу.

Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку - прокомментировал творческую коллаборацию Репин.

Прощание Пушкина с морем - И. К. Айвазовский и И. Е. Репин, 1887 год
Прощание Пушкина с морем - И. К. Айвазовский и И. Е. Репин, 1887 год

Вот такой он был - художник, имя которого стало нарицательным.

Напишите, любите ли творчество Репина и узнали ли из статьи что-то новое ⬇️