А ты знаешь, что это за AGM аккумулятор и как правильно его зарядить?
Сейчас если не все, то почти все производители устанавливают на экстремальную технику AGM аккумуляторы. Вот и я столкнулся с таким. После зимнего простоя решил перед новым сезоном зарядить аккумулятор, а надо сказать, что купил я свой Stels Guepard в прошлом году и доставать аккумулятор до этого момента причины не было. И вот, разобрав пространство под сиденьем, вижу такую штуку…
Незнакомая надпись на банке, перед тем как тыкать в нее всякими проводами, заставила сначала изучить вопрос. Представлю вам здесь краткую выжимку из освоенного материала. AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, вернее сказать, здесь используется пропитанный жидким электролитом пористый заполнитель из стекловолокна между положительными и отрицательными пластинами (Не путайте эту технологию с гелевыми аккумуляторами, это разные вещи!!!). Это даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора.
Интересующие нас плюсы в сравнении с современными свинцово-кислотными батареями:
- Значительно меньший саморазряд.
- До 2,5 раз большая скорость заряда.
- Менее чувствительны к кратковременному глубокому разряду.
- Устанавливать батарею можно почти в любом положении (кроме как вверх дном).
- Уверенная работа при низких температурах.
- Увеличенный срок службы в условиях повышенной вибрации.
Ну и минусы:
- Для зарядки необходимо использовать ограничения силы тока и напряжения.
- Не должны храниться в разряженном состоянии.
- Очень чувствительны к превышению напряжения заряда.
- Более высокая цена по сравнению с аккумуляторами с жидким электролитом, но более низкая, чем у гелевых аккумуляторов.
- Невозможность корректировки плотности электролита или его замены.
И самым наибольшим минусом такого типа аккумуляторов является их большая склонность к тепловому разгону во время зарядки. Стекловолокно не допускает свободного перемешивания электролита, а его сопротивление при нагревании снижается, соответственно аккумулятор станет принимать больший ток заряда. Это в свою очередь приводит к увеличению образования газов и увеличению окисления пластин аккумулятора. Возникает самоускоряющийся процесс нагревания. К чему это может привести и так всем понятно.
ВАЖНО! Контролировать заряд AGM аккумуляторов нужно по трем позициям:
- Ток заряда не должен превышать 1/10 номинальной емкости.
- Напряжение заряда не должно превышать 14,4 В.
- Постоянный контроль температуры.
При нагреве корпуса аккумулятора зарядку необходимо срочно прекратить, до остывания. Также, один из признаков начала теплового разгона — уменьшения напряжения заряда и одновременное увеличение тока заряда!
Из всего этого следует, что заряжать AGM аккумуляторы необходимо зарядками, которые позволяют выставлять и контролировать необходимые значения тока и напряжения. Я сначала пробовал заряжать автоматическими китайскими зарядками, но ток при этом на различных режимах был около 8 А, даже в специальном режиме AGM, а для безопасного заряда моего экземпляра необходимо было не превышать 3 А. Поэтому была куплена отечественная зарядка с нужными характеристиками.
Одной проблемой стало меньше. Берегите себя и свою технику!