Найти тему
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «Элвис» — блестящий атракцион и смерть от Любви.

«ЭЛВИС»
(ELVIS, 2022, РЕЖ. БАЗ ЛУРМАН). IMDb: 7.3 / Я: 6.8
США, Австралия

Афиша фильма
Афиша фильма
Жизнь Элвиса Пресли, рассказанная с точки зрения его импресарио, полковника Паркера.

Просто достаточно приятное кино. Ничего нового к широко известной биографии короля рок-н-ролла не добавляет, каких-то интересных кинематографических находок не демонстрирует. Актер Остин Батлер не очень внешне похож на самого Элвиса, но играет вполне достойно и временами достигает той магнетической харизмы, которую выдавал его герой. Но лучшими, на мой взгляд, в этом фильме являются вставки с сюжетами зарождения аутентичного негритянского музыкального драйва — вот там начинает сочиться настоящая магия.

кадр из фильма
кадр из фильма

Фильм, на самом деле — не более, чем просто нормально кино, честно и добросовестно сделанный байопик, который будут смотреть ради интереса к фигуре Элвиса Пресли, а не ради самого фильма. Таков закон жанра «фильма-жизнеописания» — быть в тени биографии героя (исключения можно пересчитать по пальцам).

То, что «Элвис» выдвигался на «Оскара» скорее говорит о «безрыбье» премии 2023 года, чем о выдающихся качествах этого фильма.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Давайте почитаем, что пишут о нем критики:

Дмитрий Елагин (Film. ru):

«Баз Лурман — противоречивый автор, его стиль на грани кэмпа („Ромео+Джульетта“) и китча („Великий Гэтсби“). В „Элвисе“ он опускается до пошлости, теряя чувство вкуса. … Его „Элвис“ — это шоу на экране, которому в жертву принесены драматургия, актерские работы, художественное решение и фирменные приемы автора. …
Режиссер будто боялся как-то интерпретировать жизнь Элвиса Пресли, поэтому не смог ничего сказать и сделал панегирик о человеке, который потерял контроль над своей судьбой. В финале Баз Лурман опускается до крайней пошлости, показывая затухающую звезду и утверждая, что певца убила любовь. В фильме его могла убить неуверенность в себе, одиночество, таблетки или жестокость продюсера, но Лурман выбрал клише.»
Кадр из фильмаFlh
Кадр из фильмаFlh

Антон Фомочкин (Журнал «Сеанс»):

«На протяжении тридцати лет Лурман снимает напыщенные (в хорошем смысле) фильмы про секс. Порнографической откровенности постановщик предпочитает эвфемизмы, потому соитие в каждом из них представлено вариацией мотива запретного плода, который аудитории должно хотеться жадно распробовать. В «Танцах без правил» любой выход на паркет — соитие, разочаровывающее без малейшей искорки чувств, потому главный герой меняет партнерш до тех пор, пока не находит ту, с кем для конкурсного выступления даже не требуется музыка. В «Мулен Руж» — эрос и танатос слились вместе в эстетике Болливуда. «Ромео + Джульетта» пострадали из-за родительского табу на первую влюбленность и близость. «Австралия» была посвящена тому, как сладостно, если ты Николь Кидман, зарыться в объятия целого континента, если он — Хью Джекман. В «Великом Гэтсби» все, от мала до велика вожделели загадочного нувориша (Леонардо ДиКаприо), скрывающего постыдную тайну своего успеха. Наконец, Элвис, ни больше ни меньше, дефлорирует пуританскую Америку. И пока кавалеры остаются на местах, обиженно скрестив руки, их дамы беснуются, окружив сцену. …

Лурман мыслит Пресли супергероем — … Элвис даже включил в свой сценический костюм плащ, но носил нечасто, потому что его так и норовили стащить фанатки. Если твоя суперсила — музыка, что делать, когда ты остаешься вне сцены, в тишине? Вместо криптонита — золотая клетка отеля «Интернэшнл». Трагедия Короля — в одиночестве, последствии множества кабальных решений Полковника. Изнурительные концертные графики. Отказ от мировых гастролей. Поощрение мании преследования своего подопечного. Оплата услуг доктора Ника, готового поддержать зависимость Элвиса от обезболивающих и куда более пагубных пилюль. Без Паркера и правда не было бы Пресли, как без Джокера — Бэтмена. …

Многие события в фильме перевраны или перетасованы для драматизма, но в комиксах тоже свободно пересобирают античные мифы. Затрагивая почти все вехи эры Пресли, Лурман фокусируется на актах неповиновения певца, когда тот противостоял самому себе, Полковнику или обществу. Прислушивался ли Элвис к другим? Да, но как Икар все равно забылся и, приблизившись к солнцу, обжегся, растопив воск на своих крыльях. Падение неизбежно.»
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Софья Шенгелия (Журнал «Кинотексты») :

«„Элвис“ — это брызжущий красками аттракцион, с особой осторожностью рассказывающий и так многим известную историю. Особенностью почти любого биографического фильма является невозможность удивить своим содержанием — печальный или счастливый финал обычно находится даже на большем слуху, чем подающее надежды начало. В таком случае ничего не остается, кроме как склониться к одному из полюсов широкого спектра: попытаться поразить исключительной реалистичностью и естественной подлинностью или выбрать путь фантасмагоричного конструирования художественной реальности.
Совершенно очевидно, что Лурману первый вариант никак не подходит. Его Элвис даже в минуты горького траура готов сниматься для обложек глянцевых журналов, его Америка третьей четверти xx века существует под звуки не только кантри, госпела и рок-н-ролла, но еще и современного рэпа и r’n’b. Без излишнего налета трагизма фильм почти до совершенства оттачивает карнавальную форму, справляясь с непростой задачей: не захватывающе рассказать, а впечатляюще показать. Не „Элвис“, а „Пресли База Лурмана“. Не синтез, но достойная демонстрация способностей увлечь и очаровать.»
кадр из фильма
кадр из фильма

Ярослав Забалуев (Lenta. ru):

«… Впрочем, даже в самый красивый калейдоскоп невозможно смотреть два с половиной часа. Так что Лурман придумал здесь изящный ход, сообщающий действию дополнительное напряжение и одновременно служащий признанием в любви другому киношедевру. Речь об „Амадее“ Милоша Формана, который в юности был одним из главных для австралийца фильмов. Драматургический каркас „Элвиса“ фактически повторяет фильм Формана и пьесу Питера Шеффера, вдохновленную пушкинской „Маленькой трагедией“ — такой вот русский след. Полковник Паркер здесь выступает в роли Сальери: вы думали, я убил Элвиса, а я его создал. И его падение — полноценная вторая линия в картине, великолепно разыгранная Томом Хэнксом. Раздираемый противоречиями Полковник — это еще и понятный человечный герой, заставляющий зрителя испытывать самые разнообразные эмоции в диапазоне от жалости до ярости. …
Фильму Лурмана наверняка можно предъявить массу оправданных претензий. „Элвис“ — кино чрезмерное, кричащее и в конечном счете совершенно бесстыдное. Но не таков ли был его герой, чьи безумные танцы и медовый баритон способны свести с ума даже на зернистой кинохронике?»
кадр из фильма
кадр из фильма

Такие дела. Фильм сложно назвать выдающимся, но — если вы любите Элвиса — он вам понравится. По крайней мере — не разочарует. Актер Остин Батлер — действительно хорош. И не побоялся потратить два года репетиций, чтобы все песни Элвиса исполнить в фильме самостоятельно, в полной элвисовской манере.

Еще?

КИНОкоШКА: «Баллада Бастера Скраггса» — истории из книжки пилигримов
Скифская площадь3 августа 2023
КИНОкоШКА: «Господин Никто». Через Время, Любовь и многочисленные Смерти
Скифская площадь14 июля 2023
Стоит ли смотреть фильм "Yesterday" ?
Скифская площадь8 декабря 2019