Снижение экспортных пошлин может поддержать поставщиков, но основной статьей расходов сейчас является логистика, напоминают эксперты
Правительство внесло в Госдуму законопроект о предоставлении себе дополнительных полномочий для запуска механизма тарифных преференций с целью наращивания поставок зерна, удобрений и сырья в дружественные страны, сообщил «РБК».
История вопроса:
Проект вносит изменения в закон «О таможенном тарифе», согласно которому, по поручению президента кабмин может снижать ставки экспортных пошлин на срок до полугода при вывозе товаров в дружественные страны и в государства, с которыми, как с африканскими странами, «интенсивно развивается стратегическое торгово-экономическое и политическое сотрудничество».
Другой вариант – установление на срок до одного года тарифных квот на вывоз, предусматривающих пониженную или нулевую ставку пошлины при вывозе определенного количества товаров. Это мера поддержки производителей в отдельных регионах, а именно территорий, в отношении которых действуют санкции (например, Крым) либо географическое положение которых, по словам премьера, «требует особого подхода» в силу удаленности от рынков сбыта или центров по хранению и переработке продукции. В последнем случае речь идет о регионах, в которых вынужденные изменения в логистике привели к увеличению транспортных издержек и удорожанию экспортных поставок.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин не ожидает применения этой меры к вывозу зерна в обозримом будущем.
По его словам, существующий дисконт цены российской пшеницы к европейским конкурентам создает преимущества для покупателей и позволяет им и так экономить на закупках базовой сельхозпродукции. Обнуление пошлины в этой ситуации, полагает он, приведет только к росту дисконта и снижению доходов государства и отечественных сельхозпроизводителей.
Снижение экспортных пошлин может поддержать поставщиков, но основной статьей расходов сейчас является логистика, поскольку с прошлого года стоимость транспортировки товаров по некоторым направлениям выросла в 2-3 раза. Для увеличения экспорта нужно, в частности, рассмотреть возможность увеличения субсидирования перевозок грузов из России за рубеж, рассуждает член генсовета «Деловой России» Артем Лылык.
По мнению вице-президента «Опоры России» Николая Дунаева, для нормальной работы предложенного механизма обязательно должно быть обсуждение с экспертами и бизнесом стран–покупателей перечня регионов и групп товаров, на которые будут распространяться преференции, например на базе координационного совета по экспорту при РЭЦ и с применением экспортного стандарта 2.0 в регионах.
Напомним, Президент России Владимир Путин назвал шесть основных условий, при выполнении которых наша страна готова возобновить так называемую «зерновую сделку». LR