Мировой продовольственный рынок лихорадит, и во многом это связано с украинским кризисом и окончанием так называемой «зерновой сделки», в ходе которой зерно из Азовско-Черноморского бассейна шло на экспорт.
Россия и Украина — крупнейшие производители этого товара. Только по пшенице наши две страны закрывают треть мирового потребления. Неудивительно, что беднейшие страны Африки и Азии паникуют. Развитые государства найдут способ закупить продовольствие даже по завышенным ценам. Остальных ждет кризис и, возможно, вспышки голода.
Последние события показывают, что в глобализированном мире некоторые сырьевые товары имеют исключительное значение. Это не только нефть, газ или редкоземельные металлы, но и зерно. Россия подчеркивает гуманитарный характер поставок продовольствия на мировые рынки: готова отправлять его едва ли не бесплатно. Однако наши оппоненты создают искусственный дефицит в пищевых цепочках, превращая зерно в настоящее оружие. Давно известно: тот, кто может влиять на мировой рынок продовольствия, играет особую роль в мировой политике.
Зерно для России — исторически важный продукт, основа регулярного экспорта и в то же время причина постоянных внутренних катаклизмов — от хлебных бунтов до двух революций ХХ века.
В последнее десятилетие в результате технологических и экономических новаций мы серьезно повысили урожайность, обеспечиваем зерном сами себя и завоевываем заграничные рынки. Пожалуй, никогда в истории у нас не было в этом сегменте таких сбалансированных успехов. Раздражение конкурентов понятно.
До начала украинского кризиса пятерку мировых лидеров по экспорту пшеницы составляли Россия (19,6% рынка), Канада (13,9%), США (13,4%), Австралия (9,9%), Украина (8,4%). На них приходится в совокупности 2/3 мирового экспорта. А 90% объемов закрывают всего девять стран — добавляются Аргентина, Франция, Индия и Казахстан.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Ещё до появления российского государства скифская пшеница экспортировалась из степей Причерноморья в Древнюю Грецию и Древний Рим. А в средние века зерном с этого плодородного региона закупались генуэзцы.
С освоением степей Кубани и Дона и выведением твердых сортов, устойчивых к засушливому климату, Россия в начале XVIII века организовала действительно масштабный экспорт зерна в Европу. В Старом свете разворачивались урбанизация и индустриализация, городское население росло, и европейским государствам понадобилось много продовольствия.
В порты Таганрога, Азова и Новороссийска поспешили суда из Греции, Франции, Испании. Италия стала прекрасным покупателем, наладив постоянные закупки для производства спагетти, быстро покоривших мир, и на 70% состоявших из нашей пшеницы.
К началу XIX века объем внешней торговли Российской империи увеличился в 13 раз, а к началу XX века — еще в 9,9 раз. Главной статьей экспорта становилось сырье — зерно, мясная продукция, лен.
В 1903–1914 годах Россия экспортировала 24,7% пшеницы, 37,1% ржи, 42,3% овса и 75,8% ячменя от мирового объема поставок. Неизменно речь шла о базовом сырье без какой-либо переработки.
Однако есть важное уточнение, которое переворачивает картину с ног на голову: отправляя на продажу за рубеж зерно, российские власти обрекали на недоедание собственных граждан — само собой, недворянского происхождения.
При рекордном урожае в 1913 году на душу населения Россия пришлось 471 кг зерна. В то же время Англия, Франция, Германия производили около 430– 440 кг, Канада — около 800 кг, США — свыше 1000 кг на душу населения.
Однако Англия, Франция и Германия зерно импортировали, а Россия — экспортировала.
Проблема также заключалась и в низкой урожайности при технологической отсталости, и в дефиците плодородных земель.
Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия: некоторые эксперты считают, что речь идет о 80% площади страны. Например, в России находится 10% всех пахотных земель мира, но больше половины из них сосредоточены в двух федеральных округах: Северо-Кавказском и Приволжском.
Сельскохозяйственный успех непрочен — на него немедленно влияют засуха, природные катаклизмы, войны и революции. При дефиците хлеба народ голодает и предъявляет претензии властям. Крестьянские бунты часто были связаны не столько с жестокостью помещиков, сколько с их жадностью — они выметали амбары, распродавая продовольствие, а крепостные недоедали.
Многие историки убеждены, что именно зерновая и земельная политика империи является одной из главных причин революции 1917 года.
ЗЕРНО В СССР
Гражданская война принесла разруху и страдания, а голод 1921–1922 годов унес более 6 миллионов жизней. НЭП, продразверстка, коллективизация не решили проблему низкой урожайности.
В 1913 году в империи собирали 8 центнеров зерна с гектара. В самый неурожайный 1936 год в СССР урожайность составила 5,4 центнера с гектара, а в урожайный 1937 — 9,3 центнера.
Тем не менее, зерно вновь отправилось на экспорт в оплату технологий с Запада для советской индустриализации. После 1930-го оно составляло 30% от всей внешней торговли СССР.
В послевоенные годы прорыва в производстве сельхозпродукции не произошло. В СССР в разные годы показатели урожайности составляли около 10 центнеров с гектара. В США — больше в двое. Генсек ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев в 1954– 1965 годах провел две масштабные кампании по освоению богатых целинных земель Казахстана и Сибири, а ставку было решено сделать на выращивание кукурузы.
Урожайность у кукурузы выше, чем у традиционных зерновых культур. Поэтому советская власть надеялась на резкий скачок экономики и сельского хозяйства. Под кукурузу выделили четверть всех пахотных земель страны. Однако холодный климат не дал ей шансов.
Освоенная целина принесла несколько хороших урожаев. Однако неверная распашка почвы привела к нарушению экологического равновесия и эрозии. В 1962 году эффективность возделывания целины резко упала на 65%.
Последовали несколько неурожайных лет, и СССР был вынужден закупать продовольствие за границей. На сделку потратили больше трети золотого запаса страны.
В советском обществе появился анекдот: «Вы слышали, Хрущев получил Нобелевскую премию по сельскому хозяйству! Он посеял зерно в Сибири, а собрал урожай в Канаде».
При Брежневе в стране активно развивалась нефтепромышленность: углеводороды пошли на Запад, а за вырученную валюту закупалось в том числе продовольствие. Этот товарообмен преследовал советское государство до самого его краха.
РОССИЯ — ЗЕРНОВОЙ РЕКОРДСМЕН
1990-е ударили по экономике России и опять откатили страну и ее производственный сектор. Не только зерно, но и простейшие продукты пищевой переработки (знаменитые «ножки Буша») некоторое время пришлось покупать на Западе.
Однако с начала нулевых ситуация в сельском хозяйстве постепенно нормализовалась. Россия вернулась в десятку экспортеров зерна, затем, в десятых, — стала лидером рынка.
Посевные площади восстановились, урожай пшеницы и валовые сборы зерна за последние 20 лет выросли вдвое, но главное — стремительно повысилась урожайность за счет модернизации производств, развития сектора удобрений и обновления парка агротехники. Сработала и адресная поддержки государством сельскохозяйственного сектора.
Таким образом, Россия в 21 веке решила стратегический вопрос продовольственной безопасности и окончательно избавилась от опасных дисбалансов в торговле зерном, которые веками приводили к голодным смертям и политическим катаклизмам.
Сегодня русская земля даёт хлеба с излишком для собственного населения и достаточно, чтобы накормить зарубежных партнёров. А труд на селе становится высокопроизводительным, инновационным, выгодным и даже модным.Россия семь лет кряду становится мировым рекордсменом по экспорту пшеницы. За 2022 год мы собрали 157,676 миллионов тонн зерна, при этом показатель вырос почти на треть по сравнению с прошлым годом.
Покупателями отечественного зерна в 2022 году стали 126 стран. 39 процентов экспорта пришлось на страны Ближнего Востока, 20 процентов — на африканские государства, 31 процент ушел в Азию и 7 процентов — в Евросоюз.
Россия долго выстраивала мировой зерновой бизнес, в честной и конкурентной борьбе отвоёвывала рынки, зарабатывая репутацию качественным товаром и надёжными поставками. И при этом не вступала в ценовые и политические войны, осознавая, какой исключительно ценный для человечества ресурс идёт с русской земли в самые трудные и бедные страны мира.
Тем временем, на Западе десятилетиями кричали о голодных африканских детях, о миллионах нищих, недоедающих и страждущих, но когда подвернулась возможность, все это гуманитарное лицемерие было отринуто ради одной цели — наказать Россию, не позволить ей вывести на экспорт свои продовольствие и удобрения, а украинский хлеб дозволить обменять лишь на оружие.
Хлеб стал для богатого развитого мира инструментом шантажа и политического насилия.
Почувствуйте, как говорится, разницу