Царь-колокол - один из главных символов Московского Кремля и России, поражающий воображение туристов со всего мира. Однако мало кто знает интересную и драматичную историю создания этого шедевра литейного искусства.
Предшественники
У Царь-колокола было несколько предшественников. Первый колокол отлили в Москве еще в XVI веке при царе Борисе Годунове. Он весил 33 тонны и украшал Ивановскую площадь Кремля. Однако этот колокол прослужил недолго и треснул при пожаре.
В 1651 году царь Алексей Михайлович повелел отлить новый гигантский колокол весом 130 тонн. Работа заняла три года, но и этот колокол вскоре раскололся от удара языка.
Тогда в 1730 году императрица Анна Иоанновна решила превзойти своих предшественников и заказала колокол весом в 200 тонн. Для этого пришлось собирать медь со всей страны. Руководителем проекта стал известный литейщик Иван Моторин. Работы велись в Кремле, где вырыли глубокую яму для заливки колокола. Это была грандиозная техническая задача для того времени.
Первый блин комом
Первая попытка отливки в ноябре 1734 года закончилась неудачей - расплавленная медь вытекла из-за поломки печей. Через год, после усовершенствования конструкции, отливку повторили и наконец получили заготовку колокола весом более 200 тонн. Однако Моторин-старший умер, так и не дождавшись окончания работы. Дело продолжил его сын Михаил.
Когда колокол остыл, мастера приступили к нанесению декора - рельефных изображений царя Алексея и императрицы Анны Иоанновны. Однако достать колокол из глубокой ямы оказалось непосильной задачей для тогдашней техники.
Как откололся кусок?
В 1737 году во время страшного пожара в Москве произошла трагедия - из-за сильного нагрева колокол дал трещины, и от него откололся огромный фрагмент весом 11 с половиной тонн. Расколотый колокол пролежал в земле почти 100 лет, так как не было возможности его поднять.
Лишь в 1836 году французскому инженеру Монферрану удалось осуществить эту кажущуюся невозможной задачу. С помощью системы блоков и канатов колокол был извлечен из ямы и установлен на постамент рядом с колокольней Ивана Великого. С этого момента он получил название Царь-колокол.
Уникальный 200-тонный Царь-колокол так и не смог выполнить свое предназначение - издавать мощный звон. Драматическая история его создания напоминает огромные амбиции русских царей и трудностях, с которыми сталкивались инженеры той эпохи. Сегодня Царь-колокол остается одним из главных символов мощи Российского государства и величия его исторической столицы.