Найти в Дзене

Визуальный словарь: трудовое воспитание в школах. Часть 1

Как раз сегодня подумала о том, что пора вернуться к подготовке материалов рубрики "Визуальный словарь". Дело близится к началу учебного года (или к окончанию каникул - не знаю, какая формулировка вам больше нравится). Значит, пора, так сказать, актуализировать и дополнять знания. И разные грамматические каверзы вспоминать. В рубрике "Визуальный словарь" публикуются материалы, с помощью которых можно упростить запоминание сложных случаев правописания ("словарные слова). Есть в ней материалы и о фразеологизмах, пословицах, поговорках, устаревших словах. Вот она: Но по новой теме придется делать 2 публикации (а если читателям станет интересно - то и 3). Чтобы и смысл с содержанием понять, и подобрать достаточное количество доступной и понятной наглядности для всех нуждающихся. Итак, ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ШКОЛЫ. (это вчера много где такие заголовки появились. А у прогрессивных авторов аналогичные публикации вышли и того раньше). Соответственно, будем в "Визуальном словаре"
Оглавление

Как раз сегодня подумала о том, что пора вернуться к подготовке материалов рубрики "Визуальный словарь". Дело близится к началу учебного года (или к окончанию каникул - не знаю, какая формулировка вам больше нравится). Значит, пора, так сказать, актуализировать и дополнять знания. И разные грамматические каверзы вспоминать.

В рубрике "Визуальный словарь" публикуются материалы, с помощью которых можно упростить запоминание сложных случаев правописания ("словарные слова). Есть в ней материалы и о фразеологизмах, пословицах, поговорках, устаревших словах. Вот она:
Визуальный словарь | РеПродукция: учитель об искусстве в школе | Дзен

Но по новой теме придется делать 2 публикации (а если читателям станет интересно - то и 3). Чтобы и смысл с содержанием понять, и подобрать достаточное количество доступной и понятной наглядности для всех нуждающихся.

Итак,

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ШКОЛЫ.

(это вчера много где такие заголовки появились. А у прогрессивных авторов аналогичные публикации вышли и того раньше).

Соответственно, будем в "Визуальном словаре" показывать и рассказывать, что такое трудовое воспитание.

Д. Жилинский "Под старой яблоней" (Изображение из открыты источников).
Д. Жилинский "Под старой яблоней" (Изображение из открыты источников).

Как вы думаете, можно ли сказать, что на этой картине изображен пример трудового воспитания школьников? Почему? А с точки зрения нового закона? Сложно сказать, потому что закона-то мы еще не видели и не читали.

Поэтому как и в других случаях, сначала обратимся к источнику достоверной информации, а уже потом - подберем иллюстрации, которые помогут всем нуждающимся понять и запомнить, о чем идет речь.

В общем, всё как всегда на этом канале - наблюдаем, изучаем, запоминаем нужное и полезное через искусство.

Эта часть публикации - для взрослых (родителей, учителей, администраторов и им сочувствующих). Прежде чем идти рассуждать по теме, пойдемте-ка узнаем, о чем, собственно, речь. Может быть, материал вам пригодится для родительского собрания, заседания МО или педсовета.

Новости, новости, свежие новости!

Вот скриншот анонсов публикаций в новостной ленте по интересующей нас теме:

Скриншот из личного архива автора. Внесены правки в главный заголовок во избежание претензий. Источник - яндекс.новости.
Скриншот из личного архива автора. Внесены правки в главный заголовок во избежание претензий. Источник - яндекс.новости.

Как вы считаете, этого достаточно, чтобы составить полное представление о том, что, собственно, произошло и как дальше жить? Нет, потому что:

  • из первого анонса в списке новостей следует, что подписан некий закон о трудовом воспитании. Это не так. Закон, подписанный 4 августа 2023 года (ранее он же был утвержден ГосДумой) называется иначе. Из-за этой неточности формулировки будет сложно найти его текст для ознакомления (не волнуйтесь, я его уже нашла и мы его непременно изучим);
  • из второго анонса следует, что отменена норма о необходимости согласия родителей на привлечение детей к труду. Это правда;
  • третий анонс - прямая цитата из текста закона. Правда, без отсылки к тому, в каком документе и какой его части можно это прочитать;
  • четвертый анонс - вообще непонятно, при чем тут ОБЖ. По смыслу - ни при чем, по факту - в том же законе ест пункт и о переименовании предмета (и, кстати, о возвращении так называемых серебряных медалей II степени за особые успехи в учебе).

Вывод: даже если мы откроем полный текст новостей, нет гарантии, что получим полную и достоверную информацию по вопросу. А когда речь идёт о законе, то:

  • возмущаться бесполезно - закон принят, его нормы вступают в силу с 1 сентября 2023 года;
  • нужно понимать, какие именно требования установлены законом.

Соответственно, нам нужен текст того самого закона, который подписан 4 августа 2023 года и в котором говорится о трудовом воспитании школьников.

Подбираем первоисточники

Документ, который с легкой руки журналистов и общественности получил название "Закон о трудовом воспитании школьников", на самом деле называется Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Его официальный текст находится на официальном сайте Правительства, вот
здесь. Скриншоты самых важных частей этого документа вы увидите чуть ниже в статье.

Обратите внимание на номер, а не на дату и название закона. В тот же день, 4 августа, был принят еще один документ о поправках в закон об образовании в РФ, но он касается системы оценки качества образования.

Закон небольшой по объему - всего 5 страниц, из которых на первой и последней нет никакой важной для нас информации (это преамбула и положения о вступлении в силу). Так что изучить нужно всего 3 странички.

В. Перов "Тройка" (Изображение из открытых источников) Именно так некоторые воображают себе "возвращение трудового воспитания в школы". Это неправильная визуализация.
В. Перов "Тройка" (Изображение из открытых источников) Именно так некоторые воображают себе "возвращение трудового воспитания в школы". Это неправильная визуализация.

Чтобы воображение перестало рисовать ужасающие картины рабского детского труда, давайте всё-таки изучим текст нового документа внимательно и в сопоставлении с предыдущей версией Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в который законом от 4 августа вносятся изменения.

Я использую текст, размещенный в правовой системе "Консультант.ру". Новая редакция закона еще только готовится к публикации, поэтому доступен "дореформенный текст". Но я тоже сделаю скриншоты, потому что скоро он обновится в соответствии с принятыми поправками.

Приступим.

Как вы яхту назовёте...

Первые изменения вносят поправки в статью, определяющую основные понятия, используемые в законе "Об образовании в РФ".

Перед вами пункты 1 и 2 статьи 1 "закона от трудовом воспитании" (ок, давайте называть так для ясности документ от 4 августа):

Фрагмент скриншота страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2
Фрагмент скриншота страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2

Показываю, как выглядел п. 2 ст. 2 закона "Об образовании в РФ" в прежней редакции и что поменяется в соответствии с "законом о трудовом воспитании":

Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/
Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

Если вы настаиваете на том, что основной вид трудовой деятельности ребенка - его учеба, то можете вместе с ним прочитать новый текст этого пункта. По-моему, он отлично закрепляет важность ответственного отношения к труду в любом его виде (хотя учебная и трудовая деятельность с точки зрения теории Выготского - не одно и то же. Но, безусловно, учеба требует усилий).

Вторая из поправок в этой пункте будет выглядеть так:

Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/
Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

Триумфальное возвращение воспитательной функции в школы выглядело странновато еще в прошлом году. Фактически она никуда не уходила. Учителя, получавшие образование до введения ФГОС, знали назубок то, что у каждого урока есть образовательные, воспитательные и развивающие задачи. И после внедрения новых стандартов несмотря на смену формулировок никто не запрещал реализовывать эти задачи (а планы воспитательной работы всегда были). Как именно справлялся с воспитанием каждый учитель - это уже частный вопрос.

Гравюра "Детский труд в английской угольной шахте", XIX век. (Изображение из открытых источников) Пока в тексте нового закона ничего похожего на подобные формы привлечения детей к труду мы не нашли.
Гравюра "Детский труд в английской угольной шахте", XIX век. (Изображение из открытых источников) Пока в тексте нового закона ничего похожего на подобные формы привлечения детей к труду мы не нашли.

Возвращаясь непосредственно к поправке, единство обучения и воспитания, а не просто образовательного пространства теперь становится одним из принципов государственной политики в сфере образования.

Больше прав! Больше компетенций!

Звучит устрашающе: школам дали какие-то дополнительные права. В сочетании со звенящим у многих в голове "что-то там будут делать без согласия родителей" вызывает панику. Спокойно. Идём читать первоисточник. (Несколько пунктов пропускаю, потому что они про ОБЖ).

Скриншот фрагмента страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2
Скриншот фрагмента страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2

Пункт а) пропускаем - он про то, что принято называть "серебряными" и "золотыми" медалями. Тема интересная, но мы сейчас о другом.

В соответствии с пунктом б) часть 3 ст. 28 закона "Об образовании в РФ" дополняется новым подпунктом - 19прим. Получится вот так:

Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/
Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/

Да, этого новая компетенция и право. По факту эта норма закрепляет уже сложившуюся практику. Акции "Добрые крышечки", "Письма добра", "Друг по переписке" (список легко продолжить) - это именно та самая добровольческая и волонтерская деятельность. Она существует уже много лет. Эта норма закрепляет ее правовой статус - школы официально имеют право содействовать участию в таких акциях.

Иллюстрация к повести А. Гайдара "Тимур и его команда" (Изображение из открытых источников). В современной терминологии тимуровцы - волонтёры.
Иллюстрация к повести А. Гайдара "Тимур и его команда" (Изображение из открытых источников). В современной терминологии тимуровцы - волонтёры.

Кстати, одновременно и вы (родители, педагоги, дети) сможете выступить с инициативой подключиться к какой-либо добровольческой акции и волонтерскому движению и получить поддержку от ОУ, потому что теперь содействие такой деятельности - полномочие, право и обязанность школ.

Итак, эта поправка уточнила правовой статус явления, которое давно существует в школах - содействия развитию волонтерского движения.

Права родителей ограничили?

Вот, наконец, самая болезненная и обсуждаемая часть поправок:

Фрагмент скриншота страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2
Фрагмент скриншота страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2

Показываю, как было и как стало:

Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/
Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/

Несмотря на накатывающую волну истерики и возмущения обращаем внимания на последнее словосочетание новой формулировки: в соответствии с требованиями трудового законодательства.

О чем будет вторая часть статьи вы, наверное, догадались. Пойдем изучать это самое трудовое законодательство.
Иллюстрация к книге Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" (Изображение из открытых источников). Рабский труд и эксплуатация детского труда в РФ запрещены.
Иллюстрация к книге Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" (Изображение из открытых источников). Рабский труд и эксплуатация детского труда в РФ запрещены.

А пока напомню: эксплуатация детского труда у нас запрещена. Поэтому не заламываем руки, а открываем глаза, включаем мозг и изучаем трудовое законодательство. Но чуть позже. Пока давайте дочитаем уже этот самый "закон о трудовом воспитании школьников". Немного осталось.

Справочно и для размышлений: убрать за собой посуду в столовой - это труд. Раньше ученик мог пожаловаться на то, что учитель попросил его убрать за собой тарелку и чашку после обеда в школьной столовой. Теперь, в принципе, тоже может пожаловаться. Но узнает, что это его разрешенная законом трудовая деятельность. Называется самообслуживание.

Вывод: теперь обучающихся можно привлекать к труду без согласия родителей, но в соответствии с требованиями ТК РФ.

Новеллы, но литературные, а законодательные

Последние дополнения и изменения, касающиеся трудового воспитания, выглядят так:

Фрагмент скриншота страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2
Фрагмент скриншота страницы http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?index=2
В тексте документа от 4 августа ест еще несколько пунктов, но они относятся к другим вопросам, поэтому мы не будем их рассматривать.

Так вот, последние из интересующих нас положения "закона о трудовом воспитании" - это законодательные новеллы. Так называют абсолютно новые нормы, которых раньше не было.

По поводу новой редакции п. 5 ч. 1 ст. 43 даже удивляешься - а что, раньше не надо было беречь школьное имущество? Было, смотрите:

Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/
Из личного архива автора с использованием материалов сайта https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/

В красной рамке - текст нового пункта закона, который непосредственно относится к вопросам трудового воспитания. В нем есть еще один аспект, который можно рассмотреть более подробно. Если вы обратите на него внимание и напишете об этом в комментариях - возможно, будет и третья част статьи с анализом и разбором нюансов п. 6 ч. 1 ст. 43 ФЗ "Об образовании в РФ".

Н. Соломин "Маленькие мамы". Изображение из открытых источников.
Н. Соломин "Маленькие мамы". Изображение из открытых источников.

Как вы считаете, труд девочек на этой картине соответствует их "возрастным и психофизическим особенностям"? Он может стать частью трудового воспитания в школе? Можете ли вы дать однозначный ответ на этот вопрос?

Е. Камшилова "Весеннее окно". Изображение из открытых источников
Е. Камшилова "Весеннее окно". Изображение из открытых источников

Эта ностальгическая иллюстрация так и останется черно-белым кадром из прошлого. Потому что современные нормы трудового законодательства не позволяют привлекать детей в такому виду работ.

А о том, какие виды труда разрешены для школьников, почитаем в Трудовом кодексе РФ и обсудим в следующей части статьи.

Публикация является авторским материалом. При использовании текста или его фрагментов, иллюстраций и скриншотов ссылка на источник обязательна.