Как раз сегодня подумала о том, что пора вернуться к подготовке материалов рубрики "Визуальный словарь". Дело близится к началу учебного года (или к окончанию каникул - не знаю, какая формулировка вам больше нравится). Значит, пора, так сказать, актуализировать и дополнять знания. И разные грамматические каверзы вспоминать.
В рубрике "Визуальный словарь" публикуются материалы, с помощью которых можно упростить запоминание сложных случаев правописания ("словарные слова). Есть в ней материалы и о фразеологизмах, пословицах, поговорках, устаревших словах. Вот она:
Но по новой теме придется делать 2 публикации (а если читателям станет интересно - то и 3). Чтобы и смысл с содержанием понять, и подобрать достаточное количество доступной и понятной наглядности для всех нуждающихся.
Итак,
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ШКОЛЫ.
(это вчера много где такие заголовки появились. А у прогрессивных авторов аналогичные публикации вышли и того раньше).
Соответственно, будем в "Визуальном словаре" показывать и рассказывать, что такое трудовое воспитание.
Как вы думаете, можно ли сказать, что на этой картине изображен пример трудового воспитания школьников? Почему? А с точки зрения нового закона? Сложно сказать, потому что закона-то мы еще не видели и не читали.
Поэтому как и в других случаях, сначала обратимся к источнику достоверной информации, а уже потом - подберем иллюстрации, которые помогут всем нуждающимся понять и запомнить, о чем идет речь.
В общем, всё как всегда на этом канале - наблюдаем, изучаем, запоминаем нужное и полезное через искусство.
Эта часть публикации - для взрослых (родителей, учителей, администраторов и им сочувствующих). Прежде чем идти рассуждать по теме, пойдемте-ка узнаем, о чем, собственно, речь. Может быть, материал вам пригодится для родительского собрания, заседания МО или педсовета.
Новости, новости, свежие новости!
Вот скриншот анонсов публикаций в новостной ленте по интересующей нас теме:
Как вы считаете, этого достаточно, чтобы составить полное представление о том, что, собственно, произошло и как дальше жить? Нет, потому что:
- из первого анонса в списке новостей следует, что подписан некий закон о трудовом воспитании. Это не так. Закон, подписанный 4 августа 2023 года (ранее он же был утвержден ГосДумой) называется иначе. Из-за этой неточности формулировки будет сложно найти его текст для ознакомления (не волнуйтесь, я его уже нашла и мы его непременно изучим);
- из второго анонса следует, что отменена норма о необходимости согласия родителей на привлечение детей к труду. Это правда;
- третий анонс - прямая цитата из текста закона. Правда, без отсылки к тому, в каком документе и какой его части можно это прочитать;
- четвертый анонс - вообще непонятно, при чем тут ОБЖ. По смыслу - ни при чем, по факту - в том же законе ест пункт и о переименовании предмета (и, кстати, о возвращении так называемых серебряных медалей II степени за особые успехи в учебе).
Вывод: даже если мы откроем полный текст новостей, нет гарантии, что получим полную и достоверную информацию по вопросу. А когда речь идёт о законе, то:
- возмущаться бесполезно - закон принят, его нормы вступают в силу с 1 сентября 2023 года;
- нужно понимать, какие именно требования установлены законом.
Соответственно, нам нужен текст того самого закона, который подписан 4 августа 2023 года и в котором говорится о трудовом воспитании школьников.
Подбираем первоисточники
Документ, который с легкой руки журналистов и общественности получил название "Закон о трудовом воспитании школьников", на самом деле называется Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Его официальный текст находится на официальном сайте Правительства, вот здесь. Скриншоты самых важных частей этого документа вы увидите чуть ниже в статье.
Обратите внимание на номер, а не на дату и название закона. В тот же день, 4 августа, был принят еще один документ о поправках в закон об образовании в РФ, но он касается системы оценки качества образования.
Закон небольшой по объему - всего 5 страниц, из которых на первой и последней нет никакой важной для нас информации (это преамбула и положения о вступлении в силу). Так что изучить нужно всего 3 странички.
Чтобы воображение перестало рисовать ужасающие картины рабского детского труда, давайте всё-таки изучим текст нового документа внимательно и в сопоставлении с предыдущей версией Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в который законом от 4 августа вносятся изменения.
Я использую текст, размещенный в правовой системе "Консультант.ру". Новая редакция закона еще только готовится к публикации, поэтому доступен "дореформенный текст". Но я тоже сделаю скриншоты, потому что скоро он обновится в соответствии с принятыми поправками.
Приступим.
Как вы яхту назовёте...
Первые изменения вносят поправки в статью, определяющую основные понятия, используемые в законе "Об образовании в РФ".
Перед вами пункты 1 и 2 статьи 1 "закона от трудовом воспитании" (ок, давайте называть так для ясности документ от 4 августа):
Показываю, как выглядел п. 2 ст. 2 закона "Об образовании в РФ" в прежней редакции и что поменяется в соответствии с "законом о трудовом воспитании":
Если вы настаиваете на том, что основной вид трудовой деятельности ребенка - его учеба, то можете вместе с ним прочитать новый текст этого пункта. По-моему, он отлично закрепляет важность ответственного отношения к труду в любом его виде (хотя учебная и трудовая деятельность с точки зрения теории Выготского - не одно и то же. Но, безусловно, учеба требует усилий).
Вторая из поправок в этой пункте будет выглядеть так:
Триумфальное возвращение воспитательной функции в школы выглядело странновато еще в прошлом году. Фактически она никуда не уходила. Учителя, получавшие образование до введения ФГОС, знали назубок то, что у каждого урока есть образовательные, воспитательные и развивающие задачи. И после внедрения новых стандартов несмотря на смену формулировок никто не запрещал реализовывать эти задачи (а планы воспитательной работы всегда были). Как именно справлялся с воспитанием каждый учитель - это уже частный вопрос.
Возвращаясь непосредственно к поправке, единство обучения и воспитания, а не просто образовательного пространства теперь становится одним из принципов государственной политики в сфере образования.
Больше прав! Больше компетенций!
Звучит устрашающе: школам дали какие-то дополнительные права. В сочетании со звенящим у многих в голове "что-то там будут делать без согласия родителей" вызывает панику. Спокойно. Идём читать первоисточник. (Несколько пунктов пропускаю, потому что они про ОБЖ).
Пункт а) пропускаем - он про то, что принято называть "серебряными" и "золотыми" медалями. Тема интересная, но мы сейчас о другом.
В соответствии с пунктом б) часть 3 ст. 28 закона "Об образовании в РФ" дополняется новым подпунктом - 19прим. Получится вот так:
Да, этого новая компетенция и право. По факту эта норма закрепляет уже сложившуюся практику. Акции "Добрые крышечки", "Письма добра", "Друг по переписке" (список легко продолжить) - это именно та самая добровольческая и волонтерская деятельность. Она существует уже много лет. Эта норма закрепляет ее правовой статус - школы официально имеют право содействовать участию в таких акциях.
Кстати, одновременно и вы (родители, педагоги, дети) сможете выступить с инициативой подключиться к какой-либо добровольческой акции и волонтерскому движению и получить поддержку от ОУ, потому что теперь содействие такой деятельности - полномочие, право и обязанность школ.
Итак, эта поправка уточнила правовой статус явления, которое давно существует в школах - содействия развитию волонтерского движения.
Права родителей ограничили?
Вот, наконец, самая болезненная и обсуждаемая часть поправок:
Показываю, как было и как стало:
Несмотря на накатывающую волну истерики и возмущения обращаем внимания на последнее словосочетание новой формулировки: в соответствии с требованиями трудового законодательства.
О чем будет вторая часть статьи вы, наверное, догадались. Пойдем изучать это самое трудовое законодательство.
А пока напомню: эксплуатация детского труда у нас запрещена. Поэтому не заламываем руки, а открываем глаза, включаем мозг и изучаем трудовое законодательство. Но чуть позже. Пока давайте дочитаем уже этот самый "закон о трудовом воспитании школьников". Немного осталось.
Справочно и для размышлений: убрать за собой посуду в столовой - это труд. Раньше ученик мог пожаловаться на то, что учитель попросил его убрать за собой тарелку и чашку после обеда в школьной столовой. Теперь, в принципе, тоже может пожаловаться. Но узнает, что это его разрешенная законом трудовая деятельность. Называется самообслуживание.
Вывод: теперь обучающихся можно привлекать к труду без согласия родителей, но в соответствии с требованиями ТК РФ.
Новеллы, но литературные, а законодательные
Последние дополнения и изменения, касающиеся трудового воспитания, выглядят так:
В тексте документа от 4 августа ест еще несколько пунктов, но они относятся к другим вопросам, поэтому мы не будем их рассматривать.
Так вот, последние из интересующих нас положения "закона о трудовом воспитании" - это законодательные новеллы. Так называют абсолютно новые нормы, которых раньше не было.
По поводу новой редакции п. 5 ч. 1 ст. 43 даже удивляешься - а что, раньше не надо было беречь школьное имущество? Было, смотрите:
В красной рамке - текст нового пункта закона, который непосредственно относится к вопросам трудового воспитания. В нем есть еще один аспект, который можно рассмотреть более подробно. Если вы обратите на него внимание и напишете об этом в комментариях - возможно, будет и третья част статьи с анализом и разбором нюансов п. 6 ч. 1 ст. 43 ФЗ "Об образовании в РФ".
Как вы считаете, труд девочек на этой картине соответствует их "возрастным и психофизическим особенностям"? Он может стать частью трудового воспитания в школе? Можете ли вы дать однозначный ответ на этот вопрос?
Эта ностальгическая иллюстрация так и останется черно-белым кадром из прошлого. Потому что современные нормы трудового законодательства не позволяют привлекать детей в такому виду работ.
А о том, какие виды труда разрешены для школьников, почитаем в Трудовом кодексе РФ и обсудим в следующей части статьи.
Публикация является авторским материалом. При использовании текста или его фрагментов, иллюстраций и скриншотов ссылка на источник обязательна.