Известно, что сапожник бывает без сапог. Но может ли быть сапожник без зубов?
Во время раскопок 2004–2015 годов в Кремле Переяславля Рязанского (современная Рязань) археологи собрали большую коллекцию фрагментов кожи: более 16 500 изделий. В основном это были обрезки при раскрое: здесь, на юго-восточном участке кремля, в XV–XVI веках находилась сапожная мастерская.
При обработке находок специалисты заметили, что многие фрагменты кожи сохранили следы зубов человека. Наиболее отчетливо эти отпечатки видны сразу после извлечения кожи из мокрого культурного слоя, а позже, при высыхании, следы исчезали. Но если кожу смачивали, то следы проступали вновь.
Эти следы встречались на самых разных фрагментах кожи: на обрезках раскроя, на сапожных деталях, на бытовых вещах и даже на так называемой «подошвенной», толстой коже. Они были самыми разными: четкие и слабые, располагались одиночной полукруглой группой или несколькими группами, а иногда перекрывали и даже сливались друг с другом.
Откуда появились на коже следы зубов?
Археологи изучили отпечатки под микроскопом Levenhuk DTX RTC4
при оптическом увеличении до 40 крат. По характеру отпечатков стало понятно, что ремесленники оставляли их при работе с кожей: с помощью собственных зубов они удерживали заготовки, скоблили, растягивали и даже жевали кожу, чтобы ее немного размягчить.
Подобные технологические приемы, когда человек работал с кожей, помогая себе зубами, известны как по этнографическим материалам. В начале ХХ века Ф. Нансен наблюдал приемы обработки кожи у эксимосов: «эскимоски много пользуются своими зубами, то для растягивания шкур, то для того, чтобы держать их при скоблении, то и для самого обскабливания… Для эскимоски рот – третья рука…». Об этом же писал Р. Амундсен: шкуру «нужно подвергнуть основательному обжевыванию, чтобы сделать мягкой и достаточно гибкой», «когда кожа высохнет, ее обрабатывают зубами до необходимой степени мягкости». В публикациях, посвященных традиционной культуре чукчей, алеутов, нанайцев ученые отмечали, что при обработке кожи ремесленники часто помогают себе зубами. Например, чукчи жевали кожу, чтобы сделать ее более эластичной: «Если ремни нарезаны из свежей кожи, то после просушки они становятся твердыми… Чтобы сделать их более эластичными, ремни жуют, благодаря чему они увеличиваются в ширину…».
Схожие следы на производственных отходах известны и по археологическим данным Средневековой Европы : материалам X–XI веков в Англии, Шотландии, Германии. Несмотря на различные трактовки происхождения следов, исследователи склоняются к выводу о том, что они – результат какого-то производственного процесса.
Но применительно к русскому Средневековью и к более ранним периодам такие особенности выделки кож на археологическом материале до сих пор не прослеживались. Находки в Переяславле Рязанском стали первыми, на основании которых ученые смогут не только уточнить характер работы с кожей в Средневековье, но и узнать больше о здоровье русских ремесленников и, возможно, определить профессиональные заболевания людей, занятых в Средние века в кожевенно-сапожном производстве.
Узнать больше об исследовании можно в статье Фатюниной О. А., Гуськова А. В., Васильевой Т. А. "Средневековые находки из кожи с отпечатками зубов человека (по материалам Переяславля Рязанского)".