Как нас в 1980 году кормили по "олимпийской норме".
Первый полк второй сводной дивизии охраны олимпийских объектов, сформированный из курсантов и офицеров Новосибирского высшего военного командного училища внутренних войск МВД СССР (ныне - Росгвардии), особо выделялся в ряду всех четырех полков дивизии.
Если остальные курсантские полки дивизии ходили в спортивной форме, при этом некоторые курсанты специально обросли, изменили короткую стрижку на прически и изображали из себя студентов саратовских или харьковских вузов, то первый полк гордо ходил в курсантской военной форме, нес службу с оружием (автоматами) и, как обещали, должен быть оплачиваться МОК из своего бюджета валютой (в то время особая экзотика!).
Автоматы на груди часовых, стоящих на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга фактически в одном из самых престижных и спокойных районов абсолютно безопасной в то время Москвы, вдоль Мичуринского проспекта, для СССР были чем то немыслимым.
Но, после трагедии Мюнхенской Олимпиады к охране Олимпийской деревни в Москве, вооружению и организации режима безопасности Олимпийской деревни у МОК были особые и очень конкретные жесткие требования.
К требованиям прилагались и "воздаяния".
С марта месяца 1980 года бойцам стали рассказывать, что, как только в Олимпийскую деревню заедут первые олимпийцы, первый полк переведут на "олимпийскую норму" и "олимпийское меню" питания.
Не один год "вкушавшие" в училищной столовой обычный курсантский рацион бойцы ждали этот "исторический" день с особым нетерпением.
Наконец он настал.
Первая спортивная делегация заехала!
В шатровом кафе у входа в Олимпийскую деревню бойцы, наконец, получили долгожданную "олимпийскую" еду в невиданной ими ранее одноразовой посуде.
Настолько невиданной, что многочисленные и высокопоставленные проверяющие из главка тихонько мыли ее потом под краном и активно забирали с собой домой использованные ими одноразовые тарелки и стаканы.
На подносах перед бойцами лежали многими впервые увиденные тогда финские упаковочки с кусочками масла, джема, нарезочки салями в вакуумной упаковке, маленькие "кубики" сока, на тарелке - две сосиски и гарнир в качестве зеленого горошка.
К всему прилагалось два кусочка тонко нарезанного белого хлеба, и два черного.
Теперь подобным никого не удивишь, но тогда новизна и необычность подачи покоряли.
Приблизительно такой вид имели и обед, и ужин, тонко рассчитанные видными европейскими диетологами в калориях по всем "олимпийским нормам".
Однако через неделю эйфория новизны закончилась!
Караул по охране периметра Олимпийской деревни во время несения службы спал по четыре часа в сутки и выносил огромные физические нагрузки! Сменившись. он через день заступал снова. и так почти три месяца подряд.
В любую погоду нести службу находясь в состоянии особого напряжения, то неподвижно стоять, то много двигаться в патрулях, а заступать на службу приходилось через день без выходных!
И внезапно в штабе дивизии перед начальником политотдела полковником Равилем Гатиатуллиным появилась группа "смущенных" ходоков.
Хорошо известно, что отказ от приема пищи - одно из самых тяжелых явлений в войсках.
Поэтому при виде ходоков и их словах ужас не мог не наполнить сердце уважаемого офицера: бунт личного состава и где!
И когда!!!
Но от курсантов была даже не просьба, а мольба!
- "Товарищ полковник!!! Верните нам, ПОЖАЛУЙСТА, нашу "советскую" норму питания!"
Ситуация превращалась в трагикомическую: трудно предположить какое количество людей тогда мечтало попробовать всю эту "заморскую" еду, завидовало курсантам НВВКУ, а они...
Как всегда положение спасла мудрость и запасливость легендарного командира курсантской дивизии, генерал-майора Александра Николаевича Рожкина, участника Великой Отечественной войны, бандолова, прекрасного спортсмена и жизненно опытного человека, о котором можно рассказывать часами.
При отъезде в Москву он благоразумно дал команду начальнику продовольственной службы "тихонько" загрузить в грузовой вагон, присоединенный к курсантскому эшелону, бочки с салом из подсобного хозяйства НВВКУ МВД СССР.
- Зачем!!!? - вопил тогда начпрод. - Там же олимпийская норма питания будет!"
Но мудрый и жизненно опытный генерал умел предвидеть многое:
- Возьми Ведута! Возьми! Пригодится....
- Значит так! - сказал генерал, когда ему доложили о столь неожиданной проблеме. - Я то их хорошо понимаю. Но еду то международную не отменишь....Скандал будет - мало не покажется. Значит так: каждому караульному - горячий чай постоянно, сахар свободно, две буханки хлеба в день каждому дополнительно, и сало без ограничений! Сало то, оно в эту олимпийскую норму у них не входит.
В результате жизнь караула по охране периметра Олимпийской деревни начала потихоньку налаживаться..
Так еще в 1980 году у многих из нынешних руководителей РОСГВАРДИИ, сутками, под дождем стоявших тогда с автоматами по периметру Олимпийской деревни, появилось первое реальное разочарование в Западе...
В качестве иллюстрации к данному материалу: перед вами чудом сохранившиеся у меня с 1980 года одноразовые стаканы для чая и кофе из столовой Олимпийской деревни.
В современных почему то пропали довольно удобные ручки на этих стаканчиках, не обжигавшие пальцы
Ручки, которые 38 лет назад были, видимо сократили для экономии.
Рисунок на не сохранившихся одноразовых тарелках (как салатных, так и для вторых блюд) был точно такой же.