Полина Пайлис
Кантор (на иврите – хазн) — певец (часто — импровизатора) новых и традиционных молитв, творимых устами одного и воссылаемых от имени всех присутствующих.
В рамках хазанута выработались специфические черты исполнительского стиля и музыкального языка, основанные на своеобразной ладовой системе. На их основе хазан строит мелодию, импровизируя и видоизменяя ее по-своему. Характерные черты такого пения — напряженная эмоциональность, пафос, богатство орнаментики, некоторая театральность интерпретации.
Хазн должен обладать достоинствами профессионального артиста — хорошим голосом, дикцией, сценическим обаянием. Хазана избирают из членов общины, при этом, согласно требованиям галахи, он должен досконально знать литургию, обладать красивым и сильным голосом и подобающей внешностью, характеризоваться безупречным поведением. Также желательно, чтобы он находился в браке.
К концу 1920-х годов в Литве действовало 300 молельных домов и синагог. Вне сомнения, аудитория поклонников и знатоков канторского пения была в стране немалая. Не было ли это одной из предпосылок, которая влекла в Литву хазанов с мировым именем?
יאסעלע ראזענבלאט, Йоселе Розенблат (1880/82? — 1933) — хазан и сочинитель синагогальной музыки.
С детских лет у него проявились незаурядные певческие способности. Отец сделал его своим помощником, и до 18-летнего возраста Й. Розенблат выступал вместе с ним в синагогах и концертных залах многих стран Европы. В 1899 г. он получил свою первую должность хазана в Мукачево. С 1901 г. Й. Розенблат жил в Братиславе, с 1906 г. — в Гамбурге.
В 1912 г. эмигрировал в США и был принят хазаном в синагогу нью-йоркской конгрегации «Оhев цедек». Гастролировал с огромным успехом по городам США, исполняя традиционные хасидские мелодии и синагогальную музыку, в том числе собственные сочинения, а также нерелигиозные классические произведения. Й. Розенблат исполнял также народные и эстрадные песни на идише и английском языке.
В начале 1930-х гг. Й. Розенблат приехал в Эрец-Исраэль; пел в синагогах Иерусалима, Тель-Авива, Цфата и других городов.
Й. Розенблат обладал редким по красоте и диапазону (две с половиной октавы) лирическим (по мнению некоторых, лирико-колоратурным) тенором. Его вокальная техника, владение виртуозными приемами пения, выразительность и эмоциональность исполнения считаются непревзойденными.
Й. Розенблат сочинил множество синагогальных мелодий, тесно связанных с традициями восточноевропейского канторского искусства; некоторые из них, например, Кдуша, отличаются художественным совершенством. Большой популярностью пользовались граммофонные пластинки с записью пения Й. Розенблата.
В кино Й. Розенблат дебютировал в фильме «Певец джаза». Отдельной роли кантору не дали, он появился лишь в одном эпизоде – в образе самого себя, певца. В остальном голос Й. Розенблата звучал за кадром.
Йоселе Розенблат был вторым кантором, который в 1928 г приехал в Литву. Но годом ранее насладиться его пением могли в Каунасе все желающие. Для этого в начале февраля надо было поспешить в магазин швейных машин и велосипедов Ц. Каца и сына. У них по умеренным ценам можно было приобрести пластинки всемирно известных хазанов: Йоселе Розенблата, Довида Ройтмана, Береле Хагай. А любители и светской музыки могли прикупить Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Баттистини.
Объявление в газете "די אידישע שטימע" [ди идише штиме, в переводе: идишский голос] за 3 февраля 1927 г.
К приезду Й. Розенблата готовились заблаговременно и основательно. Ровно за неделю до его первого концерта в Каунасе газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] опубликовала интервью, которое он ей дал, находясь на гастролях в Риге. До дня первого концерта газета в трёх номерах печатала обстоятельнейшую биографию Й. Розенблата. Заранее сообщила дату приезда – 20 июля. Уже 16 июля появилась афиша с конкретной информацией о концертах, её помещали и в последующие дни:
Только 2 концерта в Каунасе хазана Йоселе Розенблата. В субботу 22 и в воскресенье 23 июля в Летнем театре выступит всемирно известный хазн Йоселе Розенблат: еврейские религиозные песни, народные песни и арии из французских, немецких и других опер.
17 июля газета «Эхо» напечатала статью:
В этот же день газета «Эхо» поместила и афишу концерта:
Афишу напечатала и польская газета “Dzien Kowienski”:
Эстрада Летнего театра в городском саду.
Газета «Эхо» за 24 июля.
24 июля газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] опубликовала рецензию первого концерта Й. Розенблата:
[в переводе: концерт Йосле Розендлата].
«Автор даёт оценку вокальных навыков хазана, определяя их сильные и слабые стороны. Считает, что он сформирован старой канторской традицией. Высказывая ряд замечаний, журналист анализирует программу концерта: религиозные произведения, народные песни, арии из опер. Ему жаль, что каунассцам не довелось слушать гостя в синагоге. Несмотря ни на что, успех Й. Розенблат имел колоссальный».
Газета «Эхо» за 26 июля.
Я искренне и беспредельно благодарна всей прессе Литвы первой половины 20 века, без её публикаций не было бы ни одной моей темы. Но вот досаду вызывают ляпсусы, которые встречаются неоднократно.
И газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме], и газета «Эхо» напечатали на первой странице объявление, что 23 июля последний концерт Й. Розенблата. Вот только номер газет был… за 24-число.
Газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] за 24 июля.
Газета «Эхо» за 24 июля.
Поёт Й. Розенблат:
https://www.youtube.com/watch?v=D01hxSr5UCI
https://www.youtube.com/watch?v=tiD2Whlp7Vo
Yossele Rosenblatt Live My Yiddishe mama
В 1929 г. газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] в номере, посвящённом празднику ראש-השנה (еврейский новый год), советует приобрести к празднику самые новые пластинки всемирно известных хазанов: hершмана, Розенблата, Хагай, их предлагает Музыкальный дом C. Schütze.
Реклама в газете "די אידישע שטימע" [ди идише штиме].
Через два года судьба поднесла почитателям Й. Розенблата новый подарок. В Литве демонстрировалась кинокартина “The jazz singer”: в Каунасе в к/т „Metropolitain” 22 – 30 марта и два последних дня сентября 1930 г.
Афиша в газете "די אידישע שטימע" [ди идише штиме].
Афиша в газете „Lietuvos žinios“ [летувос жинёс, лит. яз.: вести Литвы].
В Клайпеде фильм шёл 21 – 26 августа 1930 г. в к/т „Capitol“.
Линк кинокартины https://www.youtube.com/watch?v=yFaZOaLTkN0 эпизод с И. Розенблатом с 32 мин. 15 сек.
6 декабря 1930 г. каунасское общество «ОЗЕ» приглашало на концерт, где можно будет послушать граммофонные пластинки: записи hершмана, Й. Розенблата, инструментальную музыку, симфонии, народные песни.
«ОЗЕ» (общество здравоохранения евреев) действовало в Литве в 1921 – 40 годах.
Объявление в газете "פאלקסבלאט" [фолксблат] за 6 декабря.
22 июня 1933 г. в обеих идишских газетах Каунаса была опубликована весть, что в Тель-Авиве скоропостижно скончался всемирно известный хазн Йоселе Розенблат. В последнее время он находился в Эрец-Исраэль, где давал концерты.
В 1938 г. каунасские кинопрокатчики вновь даровали возможность всем, кто хотел услышать Й. Розенблата, сделать это: 1 – 3 июня в к/т „Kapitol“ демонстрировали фильм "שמע ישראל" (в [переводе: слушай, Израиль]. Владелец кинозала сообщал, что это подарок евреям к празднику Шавуот. Увы, в последующие межвоенные годы таких встреч больше не случалось.
Афиша в газете "פאלקסבלאט" [фолксблат, в переводе: народная газета].
Картина производства США и Эрец-Исраэль, 1934 г., режиссёр A. J. Bloome, сценарист Moses Feinstein, при участии Zvee Scooler, канторов Йоселе Розенблата, Мордехая hершмана, Довида Ройтмана и др.
Это путешествие по Земле Израиля, посвященное здесь живущим и работающим евреям.
Фрагмент фильма, поёт Й. Розенблат:
https://scalar.usc.edu/works/jewish-music-in-los-angeles/cantor-joseph-rosenblatt-in-the-travelogue-my-peoples-dream-or-dream-of-my-people-1934