Найти тему

Получится ли у Путина пересадить чиновников?

На днях президент Владимир Путин поддержал инициативу гендиректора «АвтоВАЗа» Максима Соколова отрегулировать отечественное законодательство так, чтобы госструктуры и чиновники могли пользоваться исключительно отечественными автомобилями. Естественно, многие политики и журналисты тут же кинулись комментировать новую инициативу президента. Так, бывший помощник либералки Старовойтовой, а ныне чудесным образом депутат-единоросс Виталий Милонов заявил, что это «очень важный сигнал от президента ко всем депутатам».

Однако люди, помнящие «святые 90-е», в ответ могут лишь саркастически улыбнуться. Было все это уже, было! Мы помним, как в 1997 году вице-премьер Борис Немцов, пытавшийся тогда играть роль «наследного принца», решил пропиариться перед наивным электоратом и пересадить чиновников на российские автомобили. Президент Борис Ельцин его поддержал и подписал распоряжение, согласно которому с 1 апреля 1997 года госорганизациям запрещалось закупать иномарки за счет бюджета. А все имеющиеся иномарки следовало продать на открытых аукционах и вырученные деньги потратить на закупку российских авто. Однако почти сразу начались проблемы и в 1999 году Ельцин отменил свое распоряжение. Конечно же, на «Волги» и «Жигули» никто из чиновников и депутатов не пересел.

В 2010 году Владимир Путин, тогда будучи в должности премьер-министра, совершил автопробег за рулем автомобиля «Лада Калина» по трассе Хабаровск—Чита. Через два года он поручил: «Все органы государственной и муниципальной власти... должны в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории РФ и Единого экономического пространства». Говорят, некоторые результаты были достигнуты и сегодня большая часть автопарка госучреждений РФ состоит из машин преимущественно отечественной сборки. Но только сборки!

Конечно, за время «путинской стабилизации» в России было открыто немало сборочных площадок иностранных брендов. Но когда после февраля 2022 года эти столь желанные «инвесторы» решили уйти из России, российский автопром, зависимый от иностранных технологий и поставок комплектующих, очень сильно просел. Это видно из данных официальной статистики.

Впрочем, и с вроде бы отечественными «брендами» все не так просто. Тот же «АвтоВАЗ» был основан в 1966 году советским правительством как государственный производитель автомобилей. После приватизации с 2016 года по 2022 год контрольный пакет его акций принадлежал французскому концерну Renault. И как сообщали СМИ, сейчас его доля в «АвтоВАЗе» перешла в госсобственность не навсегда. Renault получила опцион с правом обратного выкупа доли в «АвтоВАЗе» в течение шести лет. Так что западный капитал возможно еще и вернется. Даже этот пример говорит нам о том, что в эпоху глобального капитализма говорить о якобы «нашем» автопроме достаточно сложно...

Впрочем, вернемся к патриотичному решению пересадить всех чиновников на отечественные автомобили. Безусловно, автор ничего не имеет против этого решения и даже будет рад, если оно будет выполнено. Просто надо оценивать его реальное значение и соотносить его с иными процессами, идущими в российской экономике.

Например, отечественные СМИ бьют тревогу: «Переводя деньги в заграничные банки, граждане обескровливают собственную экономику». По статистике, за год физлица перевели на счета в иностранных банках 3,28 трлн рублей. Эта сумма сопоставима с дефицитом федерального бюджета (3,41 трлн). Только с начала текущего года россияне пополнили депозиты в иностранных кредитных организациях более чем на 1,3 трлн рублей: из них в январе – на 127,4 млрд, в феврале – на 526 млрд, в марте и апреле – на 257 млрд и 395,6 млрд соответственно.

Вот такие дела. Причем эти неназванные «граждане» ведь не рабочие или бюджетники, у которых просто нет таких денег. Это представители имущих классов, которые вроде бы обязаны демонстрировать свой патриотизм.

И что значат по сравнению с данными цифрами расходы на госзакупки иномарок? Так вот, в РФ в 2023 году эти расходы, даже выросшие, согласно исследованию «Контур.Торгов», составили 464 млн рублей. (ссылка - Расходы на госзакупки иномарок в РФ в 2023 году выросли более чем в два раза (tass.ru) ).

Много это или мало? Это копейки. Для сравнения: одна построенная на немецкой верфи 142-метровая суперъяхта Nord владельца «Северстали» Алексея Мордашова обошлась ее владельцу в более чем 300 миллионов. Только не рублей, а долларов, полученных от эксплуатации наших ресурсов и нашей рабочей силы и выведенных из страны.

Так что давайте просто констатируем, что все эти «патриотические» разговоры на фоне реальных процессов в экономике — не более чем пиар, направленный на доверчивого российского избирателя.

Алексей Алекин

Товарищ Сталин ездил на отечественном «ЗИСе». Но главное не в этом! При нем  почти с нуля была создана автомобильная промышленность, принадлежащая государству и не зависимая от внешних инвесторов или комплектующих. Фото с сайта РКРП, из открытых источников в интернете
Товарищ Сталин ездил на отечественном «ЗИСе». Но главное не в этом! При нем почти с нуля была создана автомобильная промышленность, принадлежащая государству и не зависимая от внешних инвесторов или комплектующих. Фото с сайта РКРП, из открытых источников в интернете