После событий первой части в Англии устанавливается хрупкий мир. Парламент, который устает от внутренних разборок, решает поддержать победителя и снова назначает Йорка лордом-протектором.
В целом ситуация Ричарда устраивает. Он не претендует на трон, но при этом остается фактическим правителем Англии.
Ланкастеров же во главе с Маргаритой Анжуйской расклад, напротив, не радует, поэтому они активно начинают заниматься вербовкой сторонников.
Напряжение между лагерями растет, и в итоге 23 сентября 1459 года оно выливается в вооруженное столкновение при Блор-Хиф.
В сражении одерживают победу Белые.
Но у Алых будет возможность взять реванш.
Акт согласия
Первая ответочка от Ланкастеров случается неожиданно скоро.
12 октября 1459 года армия Йорков попадает в засаду на Ладфордском мосту. Узнав об этом, Ричард и его сторонники бегут в Ирландию и Кале.
Для Белых начинаются непростые времена. Но тем не менее, за полгода в изгнании они собирают силы и дают бой Ланкастерам.
10 июля 1460 года состоится битва при Нортгемптоне, исход которой опять предрешает Делатель королей. С армией, превосходящей королевскую в два раза, Уорик одерживает победу.
Что касается Ричарда, то он возвращается в Англию. И если в прошлый раз он готов был довольствоваться должностью лорда-протектора, то в этот его интересует немного-немало — корона.
Парламент, конечно, в шоке. По сути Йорк, как потомок Плантагенетов, имеет права на престол. Но открыто поддержать его притязания сейчас, все равно что узурпировать действующего правителя.
В результате долгих переговоров Парламент принимает так называемый Акт согласия. Генрих VI остается королем, но после его смерти наследниками трона становятся Йорки.
Получается, что не у дел остается сын Генриха VI и Маргариты — Эдуард. И как такое может понравиться амбициозной королеве Анжуйской?
Бумажный король
Правильный ответ — никак. Пока Ричард грезит о будущем троне в замке Сандал, армия Ланкастеров решает его осадить.
30 декабря 1460 года Алые подходят к крепости. Йорки знают, что силы противника в два раза больше, но все равно решают дать им бой. Почему? По сей день такой выбор остается исторической загадкой.
В результате сражения при Уэйкфилде Ричарда убивают. Ему отрубают голову и вместе с бумажной короной выставляют на всеобщее обозрение.
Кажется, песенка Йорков спета. Но у Ричарда остаются в живых три сына, которые согласно принятому Парламентом Акту являются наследниками престола.
И с ними решить вопрос Ланкастеры не успевают.
Наследный принц
Главой дома становится старший из Йорков — Эдуард. Совместными с Уориком усилиями они в 1461 году одерживают небольшие, но победы над Алыми. Это сражения при Мортимерс-Кросс и Феррибридже.
У Ланкастеров, в свою очередь, появляется возможность отыграться во время второй битвы при Сент-Олбансе. В столкновении Маргарите и Ко удается освободить из плена Генриха VI, и дальше в принципе сил хватает, чтобы идти на Лондон, но королева пасует.
В результате до столицы первым добирается Йорк. Его провозглашают королем и называют Эдуардом IV.
Несмотря на фурор Белых, позиции Ланкастеров все еще остаются значительными. Поэтому генеральное сражение — вопрос времени. И его час настает 29 марта 1461 года при Таутоне.
Битва считается одной из самых крупных и кровопролитных столкновений не только по меркам Войны роз, но и Средневековой Европы в целом.
Общее количество двух армий исчисляется примерно в 60 тысяч человек, тогда как потери составляют практически половину.
Силы дома Ланкастеров сильно сокращаются, Генрих и Маргарита бегут сначала в Шотландию, а потом во Францию, Эдуард IV становится полноправным королем.
Кажется, для молодого правителя все складывается наилучшим образом, но он допускает ту же ошибку, что и в свое время дуэт Алых — ссорится с Делателем королей.
Почему? Как говорится, ищите женщину!
Но об этой истории мы расскажем в следующий раз.
Подпишись на Расскажи PRO 👈
С нами интересно и познавательно!