Эпопея с белорусскими вертолетами продолжается. Полякам предоставили данные объективного контроля, однако паны этой информации картинно не верят и угрожают закрыть границу.
После размещения в Беларуси «Вагнера» и без того плохие отношения начали искрить. Польские войска обещают поставить вплотную к нашей северо-западной границе. Одновременно там обвинили Беларусь в нарушении воздушного пространства, а ЧВК — в желании распилить пятиметровый забор ножовкой и занять коридор на Сувалки силами отряда в 100 человек (похоже, это вся численность контингента вагнеровцев в нашей стране).
Но причину нервного поведения Польши надо связывать не с белорусской армией и даже не с «Вагнером». Польскую аудиторию специально кормят страшилками о притеснении поляков в Республике Беларусь и с мая этого года раскручивают шумиху вокруг дела Анджея Почобута, которому дали восемь лет колонии за призывы к санкциям и экстремизм. Характерно, что остальных фигурантов дела «Союза поляков» выслали из Беларуси, а вот Почобут просить помилования отказался. Теперь из него специально лепят польского Навального. В связи с делом Почобута Польша уже закрывала погранпункты, ограничивала движение фур, вводила персональные санкции против наших граждан и белорусских компаний, задерживала группу «страшных шпионов», которые оказались на поверку 19-летними змагарами. Теперь очередь дошла до закрытия границы из-за наших вертолетов, якобы нарушивших чужое воздушное пространство.
Надо сказать, польские братья наглеют день ото дня: если раньше они содержали «Белсат», «Нехту» и «Хартию» (признаны экстремистскими в Беларуси), раздавали деньги «независимым» СМИ, всяким «польским домам» и активистам, то теперь открыто держат у себя «белорусское правительство в изгнании» и ведут вербовку в незаконные вооруженные формирования. В шутку можно сказать, что Почобута мы обменяем разве что на Латушко, но в условиях войны все эти деятели нам более удобны за границей, чем в стране.
Никакой войны с Польшей из-за «Вагнера», Почобута, вертолетов или чего-то еще не возникнет, но будет попытка перекрыть грузоперевозки через Беларусь и сообщение с Калининградом. Это последнее, что может сделать Польша, хотя блокада нарушает все действующие соглашения с Евросоюзом и вряд ли будет им поддержана.
Маленькая ядерная война
Вторая группа причин польской истерики касается СВО и, скажем так, легкой польской тревоги, что придется ответить за содеянное. Например, около месяца назад в России была озвучена идея превентивного ядерного удара по Польше. Произошел намеренный слив — в федеральных СМИ опубликовали статью члена консультативного совета при Совбезе РФ Караганова, который предложил нанести удар по военным целям в странах НАТО в Восточной Европе. Идея в том, чтобы разорвать каналы снабжения Украины и завершить СВО «одним ударом». Штаты якобы не рискнут начинать ядерную войну из-за младших партнеров, а значит, можно попробовать.
Целью номер один для такого удара была заявлена Польша — и с этого момента начинаются ответные пляски с бубном вокруг Калининградской области и Сувалкского коридора. Видимо, поляки считают, что удар тактическим оружием может быть нанесен оттуда (хотя на самом деле — откуда угодно), и с этого момента идет постоянный поиск поводов, чтобы заблокировать сухопутное сообщение. Хотя бы на уровне символических жестов поляки стремятся показать, что они ничего не боятся и разместят в районе Сувалок еще больше войск. Мол, в вашу ядерную войну мы не верим, а ядерное оружие вы все равно не примените.
Пожалуй, такая смелая тактика ведется с подачи Штатов. На угрозы Караганова там отреагировали довольно вяло: дескать, есть разведпризнаки, по которым видно, что ядерное оружие вы применять не собираетесь. А на нет и суда нет. По Киеву, кстати, русские удар тоже вряд ли нанесут, ведь если мы — «один народ», то бомбить этот народ политически невыгодно.
Для чего нужно «включать кота Леопольда» в вопросах дипломатии
При этом, если посмотреть недавнее выступление Президента в Каменецком районе, то можно заметить, что по Польше он высказывался довольно мягко: мол, и люди там умные и хорошие, и за карты поляка наказывать не будем, да и вообще: давайте жить дружно.
Разумеется, мягкий тон выбран не просто так. Скоро в Польше выборы, и, по сути, от нас прозвучало приглашение к нормализации отношений — на случай, если польская оппозиция придет к власти. Конечно, друзей в политике у нас там нет (с тех пор, как главного друга Беларуси, руководителя партии «Самооборона» Анджея Леппера нашли в петле в собственном кабинете), но любая попытка навести мосты между сторонами польскую правящую партию все равно пугает. Поэтому обвинения в нарушении границы посыпались практически синхронно с мирным выступлением Главы государства. Тем самым польской оппозиции пытаются отрезать любую возможность для маневра. «Какой мир с Лукашенко?! Он засылает к нам вертолеты и сбрасывает на Сувалки вагнеровцев под видом негров из Африки», — всерьез рассказывает польскому обществу премьер Моравецкий.
А между тем момент предложить разрядку выбран очень удачно. Сейчас отношения Киева и Варшавы впервые за все время СВО накалены до предела. На бытовом уровне отмечается сильное охлаждение к беженцам: по июньским соцопросам больше половины поляков высказались негативно по дальнейшему приему мигрантов с Украины. Поляки жалуются, что украинцы — ленивые работники, не хотят учить польский язык, получают от правительства деньги и льготы, забирают рабочие места.
В это же время польская верхушка требует от Зеленского публичных извинений за Волынскую резню. На что президент пойти не может, так как сильно зависит от украинских радикальных группировок. У него скоро свои выборы, на которых нужно изображать из себя лучшего друга укронацистов. В итоге, ничего не добившись от Зеленского, к 80-й годовщине Волынской резни польский Сейм принял жесткую резолюцию. В документе подчеркивается, что нынешняя война никому ничего не спишет и за геноцид поляков со стороны УПА придется все-таки извиниться.
«Вы не цените нашу помощь»
Однако основной конфликт разгорелся вокруг военных поставок. Сотрудник канцелярии президента Польши Пшидач на днях заявил, что Киеву «следует начать ценить польскую помощь». На что был получен ответ из администрации Зеленского, что польское оружие — «это не благотворительность, а инвестиции в безопасность самой Польши». В противном случае Польша станет «инструментом российского агрессора» и «выберет сторону зла».
Кто пишет такие зажигательные тексты команде Зеленского, неизвестно, но рискнем предположить, что руку приложил известный пиарщик Михаил Подоляк. Был выбран тон, совершенно хамский для западной политики, который в дипломатии приравнивается к посыланию на три буквы. Вдобавок польского посла после этого еще и вызывали на ковер в украинский МИД.
Поляки, конечно же, в ответ не утерлись — решили тоже вызвать на объяснение украинского посла. А премьер Моравецкий написал гневное сообщение в соцсетях, что действия Украины — это ошибка и что польский посол является единственным дипломатом, который остался в Киеве со времени начала СВО.
Почему Украина дерзит, в принципе, понятно. Пользуясь войной, Польша пытается заключить с Украиной как можно больше кабальных договоров в военной сфере, чтобы максимально заработать на конфликте. Охлаждение было заметно, еще когда возник конфликт из-за украинского зерна — его ввозили в ЕС беспошлинно и перепродавали дальше под видом польского, что обвалило цены на рынке почти в два раза и сделало нерентабельным польское сельхозпроизводство. А что касается оружия, то почти дословную позицию занял на саммите НАТО министр обороны Великобритании Уоллес: «Скажите спасибо за то, что вам дали. Хватит требовать большего».
На все происходящее накладывается совершенно отмороженная польская историческая политика, героизация «проклятых солдат» и военных преступников. Для партии «Право и справедливость» — это тема номер один, поэтому к выборам Украину будут методично прогибать как минимум по Волынской резне. Опять же, надо понимать, что в польской политике преобладают правые и ультраправые, поэтому правящей партии придется вступать с радикальными группами в альянсы (например, с ультраправой «Конфедерацией»), чтобы создать коалицию и обеспечить внутреннюю устойчивость. Разумеется, такие союзники потребуют еще более жесткой позиции по Украине. Так что Лукашенко довольно умело вбивает клин между теми и этими, обещая одним — защиту западных областей, а вторым — не обижать владельцев карт поляка.
P.S. Почему девочки ссорятся, хотя вроде бы дружат против России? Потому что с 1991 года в Восточной Европе искусственно выращены режимы, которые друг друга ненавидят. На какое-то время они могут объединяться против общего врага, но никакие «равноправные» союзы в рамках Междуморья таковыми никогда не будут. Польские националисты тут же начнут подминать под себя украинских. Собственно, так и было в межвоенный период. Именно это и имел в виду наш Президент, когда говорил о перспективах Западной Украины оказаться не там, где нужно.
Автор: Андрей Лазуткин