Я уже рассказывал вам о том, как в СССР главы партии спасались от кризиса, продавая шедевры Эрмитажа. Но не только эта сокровищница шедевров нашей страны была разграблена и не только правящей верхушкой. Большой процент всех утерянных Россией объектов культурного наследия был продан одним из самых узнаваемых в кругах советской власти человеком - Армандом Хаммером. О том, каким же образом он смог обогатиться на антиквариате Российской Империи, вам расскажу я - Анатоль Вовк, историк моды и искусствовед.
Перед началом своей деятельности в Советском Союзе, Арманд Хаммер окончил Колумбийский медицинский колледж, одновременно с этим помогая справляться отцу с банкротством их семейной фармацевтической фирмы. Уже в 1921 году, после окончания Первой мировой войны, молодой врач принимает решение о возвращении на родину своих предков в качестве полевого врача. Семья его прадеда ещё в 1875 году покинула Херсон и отправилась за океан - в поисках лучшей жизни, однако по прошествии лет, привязанность к России не угасла - что и послужило для Арманда толчком к переезду, но уже не на Юг - а в Сибирь, на Урал.
Во многом эта поездка была важна как дипломатическая миссия. Людвиг Мартенс, глава неофициального коммунистического движения большевиков в Соединённых Штатах Америки, сподвиг молодого Арманда на это в качестве одного из первых прямых контактов капиталистической Америки и большевиков.
Прибыв в СССР, Арманд начал прикидывать варианты собственного обогащения, ориентируясь на ситуацию в стране. Идея, которая показалась ему самой разумной - базовый бартерный обмен, в котором сторона Арманда поставляла более миллиона тонн американской пшеницы, а Советская сторона, в лице Наркомвнешторга обязалась поставить в штаты контейнеры с "избыточными" ресурсами - икра, меха и предметы антиквариата, которые находись в коллекциях государственных музеев СССР.
Пиком в сотрудничестве между советской властью и Хаммерами стала эпоха НЭПа, когда официально были введены концессии и у страны появилась возможность полностью или частично привлекать инвесторов из-за рубежа. Таким и стал Арманд Хаммер, получивший с 1921 по 1922 года сразу две концессии - одну — на разработку асбестовых рудников в Алапаевске, а другую — на ведение внешней торговли, что и позволило ему проводить прямые сделки с советской властью, как предпринимателю в Штатах.
С каждым годом обстоятельства для наращивания оборотов импортного и экспортного бизнеса становились всё лучше - знакомство с Людвигом Мартенсом, имеющего свои связи в СССР, и интерес самого Ленине стали его ключом к другому уровню бизнеса и уже к весне 1922 года он был назначен официальным представителем компании "Форд".
С каждым годом его положение в советской промышленности укреплялось - к 1924 году созданная им с нуля фабрика по производству канцелярских принадлежностей приносила миллионные прибыли и с невероятной скоростью двигалась к закрытию открытого для него кредита в 800 000$. И в это же время Арманд начинает реализовывать антикварные предметы, присылаемые в США на протяжении 10 лет торговли в Союзе.
Это решение станет тем, что повлечёт за собой невероятные убытки для молодого бизнесмена. На устраиваемых аукционах имущество императорской семьи оценивалось в суммы от 50$ до 500$, а чистая выручка составляла лишь 70 000$. Столь крохотные деньги сильно искривили идеальную картину успеха Арманда, чем вынудили его на частичную продажу своих активов. Здесь история сыграла с ним злую шутку - в Штатах началась Великая Депрессия, уничтожившая одного за другим предпринимателей и их накопления.
Продолжая терять средства и думая о возможном продолжении своего бизнеса, Арманд приходит к решению, полностью соответствующему духу истинной "американской мечты". Он сосредотачивает продажу антикварного капитала через торговые центры и универмаги в крупнейших городах американских Штатов под эгидой "сокровищ Романовых".
Эта идея оказывается той самой "золотой жилой" - шестимесячный тур по американским универмагам, начавшийся в Сент-Луисе, двигался по маршруту: Чикаго — Кливленд — Питтсбург — Буффало — Детройт — Ричмонд — Денвер — Сиэтл — Сан-Франциско — Миннеаполис, принёс Хаммерам не только известность в качестве специалистов в сфере искусства, но и деньги - миллионы долларов буквально текли к Арманду рекой - их хватило даже на открытие собственной галереи, а предметы роскоши, продаваемые на аукционах, росли с каждым разом. Сокровища Оружейной палаты, полотна из Третьяковской галереи, великолепные яйца фирмы Фаберже - всё это регулярно представлялось Хаммером в "Hammer's Collection".
К выходу в СССР запрета на продажу предметов искусства, Арманд Хаммер успел распродать практически все предметы, вывезенные из Союза. Уже в будущем он приезжал в гости в Россию в качестве коллекционера или же искусствоведа, а также по вопросам представительства страны и её выставок в других странах.
Как вы оцениваете такой поступок со стороны правительства СССР? Не кажется ли вам, что это было не совсем правильно экономически - опустошать историческую память своей же страны ради выхода на эфемерный рынок и получения не такой уж и большой прибыли?
Не забывайте о подписке на мой Дзен и телеграм-канал Историк мод, где можно прочитать ещё больше об истории и моде не только России, но и всего мира.