Обожаю фарфоровые советские статуэтки! Иногда они функциональные, иногда они - память о людях; иногда память о курьёзных историях, с фигурками связанных; а иногда, изучая статуэтки, узнаёшь что-то абсолютно неожиданное. Сегодня предлагаю вашему вниманию подборку фарфоровых статуэток: литературные герои в фарфоре. Как всегда, стараюсь основываться на экземплярах, которые имею в своей коллекции. Ведь набрать из интернета красивых картинок очень просто; а вот узнать что-то интересное о том, что стоит на твоей полке, совсем другое дело. Вот, например, статуэтка Коростенского ФЗ, 1960-х годов, которая всегда вызывала у меня недоумение.
Покупала её с рук, и прежний владелец всё время называл её "Энеида". Помните в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина: "Да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха"? Я никак не могла понять, как связаны "Энеида", принадлежащая перу римского поэта Вергилия, и эта украинская девушка? Уже потом разобралась, что "Девушка с зеркалом" входит в замечательную юмористическую скульптурную серию "Энеида" В.М. Трегубовой, которая состоит аж из восьми (иногда пишут из семи) фигурок. Статуэтки были выпущены ограниченным тиражом. А собрать все фигурки вообще нереально. Поэтому "Девушка с зеркалом" тоскует у меня в гордом одиночестве - наверное, так одна и останется.
Теперь о связи Украины с Вергилием. Оказалось, на сюжет римской "Энеиды" И.П. Котляревский в 1789-м году написал поэму-бурлеск "Энеида". И эта поэма продолжила полуторавековую европейскую традицию перелицовок Вергилия. Котляревский сумел на основе, перенятой у римлянина, создать живые образы украинского быта; так сказать, перенёс события на украинскую почву. Так, например, Эней и его товарищи выступают у него, как кошевой атаман и его запорожские казаки. А в фигурах богов легко распознать украинских панов-помещиков. Именно персонажей из "Энеиды" Котляревского и изобразила в своих скульптурах В.М. Трегубова. Поэтому-то "Девушка с зеркалом" - чистая хохлушка в золотых монистах. Представлю фото всех персонажей "Энеиды" с примерными названиями, так как в разных источниках они разные.
Спор идёт как раз о первой статуэтке; и возможно, главный герой Эней и есть центральная фигура этой композиции. И.П.Котляревский вот что о нём пишет: "Эней був парубок моторный ... и хлопец хоть куды козак". И ещё цитата из "Энеиды" Котляревского:
"Взыграл и сам Эней-троянец, Как на аркане жеребец, Пустившись лихо с Гандзей в танец, Чуть с ног не сбился молодец. ... Эней собрал мотню вприхватку, Ударил ГОПАКА вприсядку".
Если не читали "Энеиду" Котляревского, советую прочитать: я получила удовольствие - очень смешная поэма. И удивительно, что сподвигла меня на это фарфоровая статуэтка.
Теперь несколько слов о Коростенском ФЗ. Вообще приход на предприятие в 1950-60-х годах художников: супругов Николая и Валентины Трегубовых, Веры Яцкевич изменил весь вид коростенского фарфора, придал ему какую-то нарядность и выразительность. В. Трегубова с 1967-го года - главный художник Коростенского ФЗ. Её своеобразный "полесский" стиль узнаваем. Кроме "Энеиды" она создала ещё серии статуэток: "Украинская свадьба", "Сорочинская ярмарка", "Космос", "Али-Баба и сорок разбойников", "Субботник" и многие другие.
И закончу об украинских статуэтках литературных героев времён СССР, с которыми всё ясно и понятно - никаких загадок. Вот две вариации "Тани с мячом", 1960-70-х годов - героини простеньких советских стишков для детей. "Наша Таня горько плачет, уронила в речку мячик". Девчушки - на любой вкус: тёмненькая и светленькая. И они явно не плачут, так как скульптор С. Голембовская (Болзан) мячик у них не отобрала.
Городницкий "Кот в сапогах", 1953-57 гг., автор: В.И. Щербина по сказке Ш. Перро поселился у меня недавно, после Кисловодска. А вот "Мальвина с Артемоном", Киевского ЭКХЗ (автор: тот же В.И. Щербина), 1960-70-х гг. из сказки А. Толстого "Приключения Буратино" живёт у меня давно, но всё не дождётся полного комплекта.
Вообще, конечно, обидно: статуэтка - из одного комплекта, статуэтка - из другого. Но так у нас, у любителей, уж получается.