За свою жизнь я проехала на поездах РЖД какое-то нереальное количество раз. Когда училась в универе, ездила к родителям каждый месяц. Потом пореже, но все равно раз 5-6 в год как минимум. Потом был период, когда сын учился в другом городе, и я опять туда ездила так часто, насколько это вообще было возможно. Про поездки в отпуск, в командировки я уже молчу. И если в отпуск и в командировки - это самолет или купе, то все остальные поездки - только плацкарт, потому что ездила я в закрытый город, а там очень странное тарифообразование, не буду углубляться, скажу только, что стоимость билета купе надо было умножать на два, что выходило весьма и весьма не бюджетно для частых поездок. С наличием билетов тоже были постоянные проблемы, поэтому я власть наездилась на боковых полках и на верхних полках плацкарта. Вот прямо так наездилась, что спасибо, больше не надо.
И все эти десятилетия я не могла понять одного - почему на боковых полках нельзя сделать какую-то перегородку, стационарную, опускаемую или хотя бы шторку, чтобы проходящие мимо пассажиры не задевали твою голову своими коленками и сумками?
Что, шторка - это такое неподъемное и дорогое оборудование? Ведь старые вагоны постоянно модернизировались улучшались - менялись жесткие полки на мягкие, колючие одеяла на флисовые и т.п. , но вопрос с боковушками оставался вообще без внимания. А стоимость-то этих боковушек ничем не отличалась от стоимости обычных мест, уж куда как более удобных.
И вот я недавно сажусь в поезд Калининград-Москва, в свой плацкартный вагон на свою нижнюю боковую полку (других не было, я собралась в последний момент), а там...а там - шторки у всех полок!!! И вообще вагон какой-то другой.
Люди, у меня был шок. Я села на свою полку, квадратными от изумления глазами осмотрела окружающую среду. Мягкие сиденья, спинки и подголовники. Индивидуальное освещение у каждой полки, даже у боковушек. Розетка, выключатель - у каждого свои. Сеточка для вещей. Багажная полка над верхней полкой чуть в стороне и выше, а значит на верхней полке теперь тоже можно сидеть, как и в купе. Столик между верхними полками. И ШТОРКА!!! У каждой полки!!!
Уровень комфорта возрос сразу в десятки раз. Задвинула штору и всё - у тебя приватное пространство. Можно нормально переодеться, спать в жару в белье, а не в трениках, ты не видишь других пассажиров, кто там что делает, кто шастает по проходу, все эти бесконечные посадки и высадки на остановках - всё мимо. Штора блокирует свет, ты можешь включить личную лампу и никому не мешать. Причем, шторки-то на всех полках, не только на боковых. И разумеется люди этими шторками вовсю пользуются, потому что с ними сильно удобнее, чем без них.
Да, минусы тоже есть, многим не нравится перегородка в ногах, якобы у высоких людей теперь нет возможности вытягивать ноги в проход. Есть вопросы о периодичности чистки этих шторок, моя выглядела более-менее, но я вполне допускаю, что в неё кто-то может и посморкаться. Но всё равно уровень комфорта только от одной лишь шторки несравним с тем, что было ранее. Шторку можно сдвинуть к ногам, если к лицу неприятно и брезгливо. Изнутри на эту шторку можно повесить полотенце или простыню, для большей, так сказать, гигиеничности. Ею можно закрыться от света или потока ледяного воздуха из кондиционера. В общем, какая-то шторка, но она делает из пассажира плацкарта человека, а не вынужденного терпилу. И это всего лишь кусок ткани, обеспечивающий приватность.
На обратном пути я тоже ехала в таком же вагоне. Со слов проводницы, на калининградском направлении такие вагоны чередуют с обычными плацкартами, правда это или нет, сказать не могу. Во вторую поездку доставшаяся мне шторка была грязной и страшной. Видно, что её ни разу не чистили, и вот тут возникает закономерный вопрос - их вообще чистят, а если да, то с какой периодичностью? Они всё-таки тканевые, и чистка должны быть обязательно, и как я думаю, раз в квартал уж точно.
Почитала в интернете про судьбу этих вагонов. На этапе их внедрения что-то пошло не так и глобальный запуск таких вагонов по всем направлениям был остановлен. Но на некоторых направлениях они ещё остались.
РЖД, конечно, хочется пожелать, чтобы если уж не новые вагоны целиком, но хоть какую-то конструкцию для обеспечения приватности неплохо бы изобрести. Это не самая сложная проблема, и решить её возможно большим количеством вариантов - от съёмных тканевых полотнищ, то выдвигающихся/откидывающихся щитов. Ну и наконец-то снизить стоимость билетов на боковые места на всех, а не на выборочных направлениях было бы уже тоже неплохо. Сто лет прошло, но всё никак.