Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Посвящение Джерому Роббинсу

Сегодня я с большим удовольствием «приглашаю» вас узнать о Джероме Роббинсе и его спектаклях «В ночи», «Концерт», «Соль мажор» и «Триады». Джером Роббинс родился в 1918 году в Нью-Йорке, на Манхеттене, и первоначальное его имя Джером Уилсон Рабинович. Он всю жизнь настаивал на том, чтобы все знали, как его настоящее имя, потому что родители сразу переписали его, сделали более американизированным, Роббинс, и под этим именем он вошел в мировую историю. В тридцатые годы он попадает в разные Бродвейские шоу. Сначала был артистом кордебалета, затем начал исполнять характерные роли, в дальнейшем сольные. Он стал очень быстро известным на Бродвее, и потихоньку начал сам ставить танцы и режиссировать. Широкой публике этот замечательный балетмейстер известен как постановщик танцев к фильмам «Вестсайдская история» и «Скрипач на крыше». Но до того как появились эти фильмы, он сам поставил эти спектакли на Бродвее. И в частности, «Скрипач на крыше» в 1964 году появился на Бродвее. Много лет рекорд

Сегодня я с большим удовольствием «приглашаю» вас узнать о Джероме Роббинсе и его спектаклях «В ночи», «Концерт», «Соль мажор» и «Триады».

Джером Роббинс родился в 1918 году в Нью-Йорке, на Манхеттене, и первоначальное его имя Джером Уилсон Рабинович. Он всю жизнь настаивал на том, чтобы все знали, как его настоящее имя, потому что родители сразу переписали его, сделали более американизированным, Роббинс, и под этим именем он вошел в мировую историю.

В тридцатые годы он попадает в разные Бродвейские шоу. Сначала был артистом кордебалета, затем начал исполнять характерные роли, в дальнейшем сольные. Он стал очень быстро известным на Бродвее, и потихоньку начал сам ставить танцы и режиссировать.

Широкой публике этот замечательный балетмейстер известен как постановщик танцев к фильмам «Вестсайдская история» и «Скрипач на крыше». Но до того как появились эти фильмы, он сам поставил эти спектакли на Бродвее. И в частности, «Скрипач на крыше» в 1964 году появился на Бродвее. Много лет рекорд этого мюзикла, по продолжительности показа, не был побит, «Скрипач на крыше» считается одним из долгожителей Бродвея.

-2

В 1972 году Роббинс приглашен в New York City Ballet, где становится одним из балетмейстеров этого коллектива и занимается уже очень усиленно постановкой классических балетов. Надо сказать, его спектакли идут во всех ведущих труппах мира и очень любимы публикой. Несмотря на то, что многие его спектакли бессюжетные, просто танцы на очень красивую музыку.

Вообще надо отдать должное тому, что все балеты, которые я озвучил выше, созданы для New York City Ballet в разные периоды существования этого коллектива. Этот коллектив создан Джорджем Баланчиным. Если сравнивать этих двух великих балетмейстеров, творящих большое количество времени параллельно друг другу в одном и том же театре, и соотносить это как-то с русской драматической школой, вот есть школа переживания и школа представления. Балеты Баланчина – это всегда, как правило, балеты представления. Балеты Джерома Роббинса – это всегда спектакли переживания.

-3

В частности, балет «В ночи» – это спектакль, разные критики пытаются спорить, что же все-таки он хотел этим сказать. Мне кажется, самое главное, что это просто очень интересный спектакль, очень приятный для глаза, доставляющий большое наслаждение зрителю, чем какое-то программное произведение.

Хотя история создания этого спектакля очень интересна. У Джерома Роббинса уже был опыт постановки спектакля на музыку Шопена, и вдруг он заявил о том, что он хочет поставить спектакль исключительно на ноктюрны Шопена. И вот появился балет «В ночи». Это три дуэта и последняя такая сцена, где под самый известный ноктюрн Шопена все пары соединяются в общем танце. При этом каждый танцует в своей ночи, на один миг они все пересекаются, как бы здороваются друг с другом и уходят опять своей дорогой.

Первый дуэт – это дуэт небольшой ревности, дуэт выяснения отношений. Второй дуэт такой более салонный танец, наслаждение друг другом. И третий дуэт – это дуэт соперничества, но в конце полного подчинения женщины мужчине.

Вот об этом этот спектакль замечательный. Его станцевали все великие танцовщики, какие есть на земле. Потому что если где-либо идет вообще этот балет, всегда все танцовщики мечтают участвовать в этом спектакле.

В начале девяностых этот спектакль был поставлен в Мариинском театре и репетировал сам Джером Роббинс. И вы знаете, очень сильно отличался тот премьерный спектакль от всех последующих, которые уже были без его участия. Он умел настроить артистов на тот лад, когда они начинали слушать музыку по-другому. Потому что каждый акцент, который он предлагает, это очень видно в записях, где танцуют артисты в тот период, когда он с ними репетировал. Это очень сильно отличается. Такие сиюминутные вещи, которые он передавал, к сожалению, с его уходом это все кончилось. Мало кто, наверное, может передать, если только не первые исполнители. Это очень сильно отличает его балеты от всех остальных.

-4

У Джерома Роббинса большое количество спектаклей с юмором. Все-таки вот эта его любовь к мюзиклам, к Бродвейским шоу очень часто находила отражение и в его классических спектаклях.

В данном случае балет «Концерт» – это своеобразная пародия на слушателей больших симфонических концертов. Спектакль начинается тем, что выходит пианист, аккуратно протирает рояль, садится и начинает играть. Потихоньку зал наполняется слушателями, каждый приносит свой стул, садится. Это абсолютно разные персонажи комические, и каждый из слушающих воспринимает ту музыку, которую предлагает пианист, по-своему.

Допустим, очень забавно и смешно поставлено, как капельдинер проводит опоздавшего слушателя в зал, и его место оказывается занятым. И тут начинается выяснение, кто на каком месте должен сидеть, как часто бывает в концертных залах, а пианист обязан продолжать играть. И как бы он не смотрел в зрительный зал, на людей, которые ему мешают, те все равно не прекращают ему мешать.

Этот спектакль обычно закрывает все спектакли, посвященные Джерому Роббинсу, потому что он такой комический, и зрители, помимо того что они смотрят на замечательные танцы, слушают прекрасную музыку, они еще очень много смеются.

Вообще зритель на Западе любит посмеяться в голос, они абсолютно не стесняются, их не останавливает, что это музыка Шопена, они совершенно спокойно воспринимают это.

-5

Спектакль «Соль мажор» поставлен на музыку Мориса Равеля. На мой взгляд, это своеобразная перекличка со спектаклем Дягилевской антрепризы «Голубой экспресс», который когда-то оформляла Коко Шанель, потому что здесь все танцовщики и танцовщицы одеты в такие немножко купальные костюмы, декорации сделаны тоже как будто это дело происходит на пляже, на берегу моря. Вот, наверное, такая ассоциация была у балетмейстера.

И «Триады», это два дуэта, которые, с одной стороны, соревнуются, с другой стороны – танцуют сами по себе, не замечая друг друга.

Вообще Роббинс любил ставить спектакли такие немножко отстраненные, где нет никакого сюжета, есть просто характер. И наверное, каждый зритель воспринимает этот танец точно так же, как и любой слушатель в консерватории, слушающий музыку, который может по своему воспринять те звуки, которые издает оркестр или исполнитель.

В Париже обычно такие спектакли называются «Hommage à...», как бы «посвящение» или «в честь кого-то», так что вот такой «Hommage à Jerome Robbins»