Сегодня я с большим удовольствием «приглашаю» вас узнать о Джероме Роббинсе и его спектаклях «В ночи», «Концерт», «Соль мажор» и «Триады».
Джером Роббинс родился в 1918 году в Нью-Йорке, на Манхеттене, и первоначальное его имя Джером Уилсон Рабинович. Он всю жизнь настаивал на том, чтобы все знали, как его настоящее имя, потому что родители сразу переписали его, сделали более американизированным, Роббинс, и под этим именем он вошел в мировую историю.
В тридцатые годы он попадает в разные Бродвейские шоу. Сначала был артистом кордебалета, затем начал исполнять характерные роли, в дальнейшем сольные. Он стал очень быстро известным на Бродвее, и потихоньку начал сам ставить танцы и режиссировать.
Широкой публике этот замечательный балетмейстер известен как постановщик танцев к фильмам «Вестсайдская история» и «Скрипач на крыше». Но до того как появились эти фильмы, он сам поставил эти спектакли на Бродвее. И в частности, «Скрипач на крыше» в 1964 году появился на Бродвее. Много лет рекорд этого мюзикла, по продолжительности показа, не был побит, «Скрипач на крыше» считается одним из долгожителей Бродвея.
В 1972 году Роббинс приглашен в New York City Ballet, где становится одним из балетмейстеров этого коллектива и занимается уже очень усиленно постановкой классических балетов. Надо сказать, его спектакли идут во всех ведущих труппах мира и очень любимы публикой. Несмотря на то, что многие его спектакли бессюжетные, просто танцы на очень красивую музыку.
Вообще надо отдать должное тому, что все балеты, которые я озвучил выше, созданы для New York City Ballet в разные периоды существования этого коллектива. Этот коллектив создан Джорджем Баланчиным. Если сравнивать этих двух великих балетмейстеров, творящих большое количество времени параллельно друг другу в одном и том же театре, и соотносить это как-то с русской драматической школой, вот есть школа переживания и школа представления. Балеты Баланчина – это всегда, как правило, балеты представления. Балеты Джерома Роббинса – это всегда спектакли переживания.
В частности, балет «В ночи» – это спектакль, разные критики пытаются спорить, что же все-таки он хотел этим сказать. Мне кажется, самое главное, что это просто очень интересный спектакль, очень приятный для глаза, доставляющий большое наслаждение зрителю, чем какое-то программное произведение.
Хотя история создания этого спектакля очень интересна. У Джерома Роббинса уже был опыт постановки спектакля на музыку Шопена, и вдруг он заявил о том, что он хочет поставить спектакль исключительно на ноктюрны Шопена. И вот появился балет «В ночи». Это три дуэта и последняя такая сцена, где под самый известный ноктюрн Шопена все пары соединяются в общем танце. При этом каждый танцует в своей ночи, на один миг они все пересекаются, как бы здороваются друг с другом и уходят опять своей дорогой.
Первый дуэт – это дуэт небольшой ревности, дуэт выяснения отношений. Второй дуэт такой более салонный танец, наслаждение друг другом. И третий дуэт – это дуэт соперничества, но в конце полного подчинения женщины мужчине.
Вот об этом этот спектакль замечательный. Его станцевали все великие танцовщики, какие есть на земле. Потому что если где-либо идет вообще этот балет, всегда все танцовщики мечтают участвовать в этом спектакле.
В начале девяностых этот спектакль был поставлен в Мариинском театре и репетировал сам Джером Роббинс. И вы знаете, очень сильно отличался тот премьерный спектакль от всех последующих, которые уже были без его участия. Он умел настроить артистов на тот лад, когда они начинали слушать музыку по-другому. Потому что каждый акцент, который он предлагает, это очень видно в записях, где танцуют артисты в тот период, когда он с ними репетировал. Это очень сильно отличается. Такие сиюминутные вещи, которые он передавал, к сожалению, с его уходом это все кончилось. Мало кто, наверное, может передать, если только не первые исполнители. Это очень сильно отличает его балеты от всех остальных.
У Джерома Роббинса большое количество спектаклей с юмором. Все-таки вот эта его любовь к мюзиклам, к Бродвейским шоу очень часто находила отражение и в его классических спектаклях.
В данном случае балет «Концерт» – это своеобразная пародия на слушателей больших симфонических концертов. Спектакль начинается тем, что выходит пианист, аккуратно протирает рояль, садится и начинает играть. Потихоньку зал наполняется слушателями, каждый приносит свой стул, садится. Это абсолютно разные персонажи комические, и каждый из слушающих воспринимает ту музыку, которую предлагает пианист, по-своему.
Допустим, очень забавно и смешно поставлено, как капельдинер проводит опоздавшего слушателя в зал, и его место оказывается занятым. И тут начинается выяснение, кто на каком месте должен сидеть, как часто бывает в концертных залах, а пианист обязан продолжать играть. И как бы он не смотрел в зрительный зал, на людей, которые ему мешают, те все равно не прекращают ему мешать.
Этот спектакль обычно закрывает все спектакли, посвященные Джерому Роббинсу, потому что он такой комический, и зрители, помимо того что они смотрят на замечательные танцы, слушают прекрасную музыку, они еще очень много смеются.
Вообще зритель на Западе любит посмеяться в голос, они абсолютно не стесняются, их не останавливает, что это музыка Шопена, они совершенно спокойно воспринимают это.
Спектакль «Соль мажор» поставлен на музыку Мориса Равеля. На мой взгляд, это своеобразная перекличка со спектаклем Дягилевской антрепризы «Голубой экспресс», который когда-то оформляла Коко Шанель, потому что здесь все танцовщики и танцовщицы одеты в такие немножко купальные костюмы, декорации сделаны тоже как будто это дело происходит на пляже, на берегу моря. Вот, наверное, такая ассоциация была у балетмейстера.
И «Триады», это два дуэта, которые, с одной стороны, соревнуются, с другой стороны – танцуют сами по себе, не замечая друг друга.
Вообще Роббинс любил ставить спектакли такие немножко отстраненные, где нет никакого сюжета, есть просто характер. И наверное, каждый зритель воспринимает этот танец точно так же, как и любой слушатель в консерватории, слушающий музыку, который может по своему воспринять те звуки, которые издает оркестр или исполнитель.
В Париже обычно такие спектакли называются «Hommage à...», как бы «посвящение» или «в честь кого-то», так что вот такой «Hommage à Jerome Robbins»