С течением времени в современной педагогике все большее предпочтение отдается современным, инновационным технологиям. Модернизация, внедрение новых образовательных программ является первоочередной задачей в развитии любого государства, ведь именно это становится новым шагом в подготовке новых, высокопрофессиональных рабочих кадров. В условиях развивающийся системы образования возникает необходимость создания таких условий, которые могли бы наиболее полно удовлетворить растущие потребности общества, а именно, создать новую, инновационную форму наставничества в образовательной организации.
Для начала углубимся в историю наставничества. Первоочередно, наставничество - это разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющим трудового стажа в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта. Изначально наставничество является древнейшей формой обучения, при которой происходит передача опыта от педагога-наставника, к молодому учителю. В процессе данного вида деятельности, ученики приобретают новые знания, умения, а так же им оказывается помощь педагогами-наставниками в процессе адаптации при непосредственной работе в образовательных учреждениях. Стоит отметить, что в системе образования институт наставничества играет очень большую роль, ведь именно он выстраивает отношения между наставником и выпускниками педагогических вузов, и вследствие этого оно приобретает особую значимость, социальный институт наставничества направлен на решения вопросов воспитания, адаптации и некоторых профессиональных и методологических задач.
Зачастую, выпускникам педагогических вузов тяжело адаптироваться в новой среде, или их адаптация проходит слишком долго и сложно, для этого существуют педагоги-наставники, которые наиболее быстро могут внедрить молодого учителя в учебную атмосферу. В данном блоке статьи мы рассмотрим различные виды наставничества в условиях развивающейся системы образования.
Рассмотрим некоторые законодательно закрепленных педагогических позиций, среди этого выделяют такую технику как ,,Тьюторство”. Тьюторское сопровождение- это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения. Тьюторству свойственен индивидуальный подход к личности, где главным инструментом обучения, воспитания становится создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно совершенствуется (в нее могут вносится некоторые коррективы, в зависимости от индивидуальных достижений подопечного, путем анализа собственных успехов) Особенностью Тьюторства является особый подход, все составляющие занятий складываются из интереса, способностей и особенностей подопечного, а так же педагог-тьютор является для подопечного неким проводником в социальную среду, осуществляется адаптация ученика к внешним факторам. Тьюторство можно назвать инновационной формой наставничества, поскольку, если взглянуть на систему наставничества в странах запада, или по всему миру, то мы увидим, что например, в Оксфордском и Кембриджском университетах наибольшее количество времени, а именно ( 70-90%) отдается занятиям с педагогами-тьюторами в небольших группах, там тьюторство считается эффективной практикой в воспитании новых кадров.В процессе индивидуальной разработки норм, которые сам устанавливает подопечный, ученик должен пройти “пробу” результаты которой в последствии будут обсуждены и рассмотрены подопечным вместе с педагогом-тьютором.Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и №11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников, среди них тьютор.
В условиях информатизации и цифровизации образования, возникает такое новое направление такое как “Виртуальное наставничество” это является весьма удобным способом коммуникации между наставником и подопечным, ведь все общение происходит через интернет.Инструменты для проведения такой формы наставничества: видеоконференции, социальные сети, онлайн школы и др. Среди плюсов такой формы наставничества можно выделить удобство. Общение между наставником и подопечным в данном виде наставничества реализует более свободные, спокойные отношения, что будет побуждать подопечного лучше выполнять разного рода задачи от наставника. ,,Виртуальное наставничество” является очень гибким инструментом для обучения, оно не нарушает индивидуальный график участников процесса и занятия проводятся тогда, когда удобно. Такого рода наставничество зачастую применяют, когда у педагога-наставника нет возможности лично встретиться с подопечным, но в условиях виртуального наставничества и за его пределами может осуществляться другая форма наставничества, присущая конкретному педагогу-наставнику. Взглянув на опросы проведенные среди ИМЦ Московского района, Санкт-Петербурга, мы заметим что группа методистов ИМЦ по большей части работают в ситуационном наставничестве (50%), используют коучинг(30%) и еще (45%) совмещают свою форму наставничества с ,,Виртуальным наставничеством”, данные показатели могут свидетельствовать о том, что наставничество по сети действительно является весьма популярным среди методистов и большинство наставников переходят на такую форму обучения молодых педагогов.
Далее в нашей статье мы рассмотрим такой вид наставничества как “Реверсное наставничество”. Реверсивная модель наставничества- это процесс, при котором молодой педагог выступает в роли наставника для более опытного коллеги, и помогает развить ему новые, современные методики образования. В процессе данного вида наставничества между наставником и подопечным выстраивается наиболее дружелюбные отношения, участники перенимают друг от друга очень важный, ценный опыт. Опытные педагоги смотрят на наставничество глазами подчиненного и замечают проблемы которых раньше не видели. Первым эффективность реверсивного метода оценил Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, ещё в 1999 году. Когда все начали понимать, что наставничество как социальный институт не развивается, предприняли ряд мер, в ходе которых, один из инструментов, а именно “Реверсное наставничество” показало очень большую эффективность. Чуть позже Зак Пол выяснил, что “Реверсное наставничество” повышает доверие между участниками, формируя близкие взаимоотношения с руководством и благодаря этому могут открыто высказывать свои мысли и идеи. Одним из преимуществ “Реверсного наставничества “ является то, что между поколениями стираются предрассудки, выстраиваются особые взаимоотношения, которые в последствии помогают добиться наилучшего эффекта от процесса.По мере общения участники начинают лучше понимать, как другое поколение смотрит на те или иные ситуации и на основании чего принимает решения. А главное — они убеждаются в том, что «другие» не такие ужасные и безнадёжные, как им казалось.Проанализировав опросы, проведенные в трудах Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, А. И. Матвеева, Г. А. Кругликова на тему “Реверсного наставничества”мы можем выяснить, что в систему реверсивного наставничества включено всего 63% респондентов. А наиболее популярными определениями понятия реверсивного наставничества стали «наставничество, при котором осуществляется взаимодействие между двумя педагогами» (71,2%), «опытный, высококвалифицированный профессионал становится наставником для менее опытного и квалифицированного» (61,4%). Таким образом, можно прийти к выводу, что педагоги общеобразовательных учреждений осознают значимость использования разных видов наставничества, в том числе и реверсивного и полагают, что включены в систему реверсивного наставничества. В России данный вид наставничества только развивается, и участникам еще только предстоит внедрить новые особенности обучения в практику.
В целом, инновационные формы наставничества в образовательных организациях способствуют развитию учеников и педагогов, создают более поддерживающую и стимулирующую образовательную среду. Использование таких форм наставничества позволяет перейти от традиционных подходов к более современным и эффективным методам обучения. А если бы вы были
педагогом-наставником, какую бы форму наставничества выбрали?
#история #саморазвитие #наука #книги