Найти тему

Как Феодосий II поучаствовал в церковных спорах

Римская империя вошла в V век уже раздробленным на 2 части государством. Каждый имел свои интересы и свои проблемы, исходящие как снаружи, так и изнутри. Эти трудности отвлекали правителей от создания нового и уводили их внимание только на разрешение вопросов, стоящих чрезвычайно остро. В этой статье мы поговорим об относительно спокойном периоде Византии, её императоре Феодосии II и о церковных спорах, которые с момента принятия христианства в качестве официальной религии, не утихали.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эфесский_собор
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эфесский_собор

Содержание

1) Война с Персией

2) Деятельность Феодосия II

3) Спор монофизитов и несториан

4) Итоги

Война с Персией

Афинаида (Евдокия). https://ru.wikipedia.org/wiki/Евдокия_(супруга_Феодосия_II)
Афинаида (Евдокия). https://ru.wikipedia.org/wiki/Евдокия_(супруга_Феодосия_II)

В 408 г. императорские регалии достались Феодосию II, хотя сперва делами заведовал префект претория Анфимий. Император, по договору отца и царя Персии Йездигерда I, был под защитой сасандиского монарха. Тот, уделил немало внимания своим обязательствам - наследнику он нанял учителя персидского языка, а сенаторов предупредил, что если его подопечному будет нанесён какой-либо урон или же кто-либо позарится на Византию, то тому придётся иметь дело с Сасанидами. Это довольно удивительный случай, когда две противоборствующие державы на Востоке в течении почти всего правления перса, а именно 21 год, не воевали друг с другом, а поддерживали тёплые отношения. Христианство в связи с этим тоже долго не затрагивалось властителем восточных земель, как что-то инородное, противоестественное и политически противоположное. За это в христианской истории царя возлюбили.

Чего не скажешь о его соотечественниках. Всё это вызывало недовольство среди знати. Его прозвали Йездигерд
Грешник. Арабские историки рисовали его портрет чёрными красками из-за его жестокости и тирании. Но эта жестокость полилась в ответ на сопротивление элит, что всё-же не добавляло любви персов к нему. Христианофильство, однако, тоже закончилось, когда один из местных священников сжёг зороастрийский храм. Это послужило началу преследований, что подпортило отношения Византии и Персии. Элиты Восточной Римской империи не одобрили этого жеста. Старшая сестра императора Пульхерия, будучи глубоко верующей, разозлилась на персидского монарха.

Пульхерия. https://ikona7.ru/goods/Ikona-Pulheriya-Grecheskaya-blagovernaya
Пульхерия. https://ikona7.ru/goods/Ikona-Pulheriya-Grecheskaya-blagovernaya

Кроме того, она имела довольно большое влияние и уже в 15 лет, добилась того, что её объявили соправительницей Феодосия II, которому в тот момент исполнилось 13. Случилось это после смерти Анфимия в 414 г. Устройство императорского двора стало похоже на монастырское. Она даже выбрала жену правителю в 421 г. Афинаиду, дочь ритора из Афин. Первоначально та относилась к язычникам, но её крестили под именем Евдокия.

В 420 г. воли сестры правителя хватило, чтобы навязать 19-летнему императору идею о войне с персами, несмотря на прежние взаимоотношения и столь самоотверженный и верный патронаж Йездигерда. Тот погиб через год, когда переходил по юго-восточной области Каспийского моря
Гиркании. Кто-то писал о болезни, но есть записи и о том, том, что дух на коне из воды вышел и лишил жизни монарха, после чего ушёл обратно в ручей. Это может намекать на насильственную смерть от рук недовольных. Придворные также "позаботились" и о наследнике почившего. Но вскоре вернулся из Аравии второй сын короля Бахрам (Бахрам V) и взял бразды правления. Его царствование Авеста помечает знаком свыше и отмечает у царя наличие божественной ауры.

Бахрам продолжил гонения на христианских общинников. Кроме того, он собрал 40-тысячную армию и направил её к границам с Византией. В конце концов шла война, хотя продлится она не долго. Уже через год стороны заключили мир, понимая как это противостояние может затянуться. В условиях указали не строить пограничных крепостей и перестать пытаться увеличить влияние на Аравию. Ранее персы занимались этим с помощью дипломатии, а римляне через
миссионеров.

Изображение Бахрама на драхме
Изображение Бахрама на драхме

Деятельность Феодосия II

 Восстановленный участок Феодосиевых стен у ворот Селимврии. Внешняя стена и стена рва видны, с башней Внутренней стены на заднем плане. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стены_Константинополя
Восстановленный участок Феодосиевых стен у ворот Селимврии. Внешняя стена и стена рва видны, с башней Внутренней стены на заднем плане. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стены_Константинополя

Претендентов на правление в Восточной Римской империи не находилось и обеспеченная обстоятельствами безопасность позволяла заниматься государственными делами, не отвлекаясь на попытки остаться в живых. В 429 г. император начал вникать в создание кодекса Феодосия, который имел важнейшую функцию - он собирал воедино все законы, эдикты и указы, ранее не связанные, изменчивые или противоречащие друг другу. Документ был готов в 438 году и стал основой для кодекса Юстиниана в будущем. Он повлиял также на Западную Римскую империю и на варварские королевства.

Также при нём были построены, так называемые,
Феодосиевы стены, что с тех пор защищали Константинополь. Вместе с ними столица Византии познала в 425 году и школу, ставшую основой Пандидактиона (Магнаврской школы или Константинопольского университета), где ученики могли изучить латинскую и эллинскую грамматику, медицину, философию и всё, что можно было в то время назвать наукой. Образовали 31 кафедру. По 10 грамматиков уделялось для изучения греческого и латинского, 3 ритора, использующих латынь и 5, использующих язык греков. Позже там нашли место для 2 законоведов и 1 философа. Назначили преподавателей в Сенате, а отвечал за работу учебного заведения префект города.

https://vk.com/wall-14067201_12510?z=photo101052185_457301370%2Fwall-14067201_12510
https://vk.com/wall-14067201_12510?z=photo101052185_457301370%2Fwall-14067201_12510

Назначением этого места для учёбы было - стать конкурентом, а то и заменой афинского атенея (философско-риторская школа), где ещё можно было вместе со знаниями впитать и языческое воспитание. Сложнейшая ситуация в Западной Римской империи способствовала переходу культурного и интеллектуального центра ближе к Востоку. Традиции язычников здесь сочетались с христианской основой. Вероятно, учебное заведение было построено под влиянием жены императора Евдокии.

Новоиспечённая константинопольская школа имела свои преимущества перед западными в идеологическом плане. Они смотрятся совсем уж не грандиозно, тем не менее это играло роль. Количество преподавателей греческого было 15, латинского - 13, что расставляло приоритеты в культурах.
Иероним Стридонский перевёл Библию на язык эллинов. Этот перевод читали даже на Западе. Всё это популяризировало эллинскую речь. Это учебное заведение в будущем породило огромное количество византийской элиты. Оттуда вышли сотни представителей юриспруденции, администрации и дипломатических деятелей.

 Статуя Св. Иеронима перед церковью Св. Екатерины в Вифлееме. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:St._Jerome_statue_at_Bethlehem.jpg
Статуя Св. Иеронима перед церковью Св. Екатерины в Вифлееме. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:St._Jerome_statue_at_Bethlehem.jpg

Спор монофизитов и несториан

Несторий. https://vk.com/wall-69304382_4599
Несторий. https://vk.com/wall-69304382_4599

Относительное затишье в Византии не говорит о том, что трудностей не наблюдали совсем. В 431 году в Эфесе разгорелся церковный спор, переросший в очередную дрязгу. Арианство, постепенно прогоняли из мира римлян и ромеев (византийцев). Изгнанное, оно останавливалось там, где жили варвары. Теперь оно стало ассоциироваться именно с подобными народами. Признав привлекательность христианства, они страстно желали не быть с римлянами одним народом. Выбор непопулярного течения неплохо подходил для такой задачи.

Однако на этот раз не поладили ортодоксальные
никейцы. Они были согласны в том, что Иисус - это и Бог и человек. Но как они связаны - на этот вопрос их ответы различались. Одни твердили, что они соединены мистически и это неподвластно человеческому понимаю, другие говорили, что это всё-таки две сущности, соединённые в одном человеке. Первое учение получило название монофизитство (одна природа), а второе несторианство, по имени Константинопольского епископа Нестория, ставшего на свой пост в 428 году. Он занимался преследованием тех, кто с ним не согласен по этому вопросу, чем вызвал переполох, создавший дальнейшие события. Различалось мнение спорщиков и по поводу матери Иисуса Марии. Монофизиты её считали Богородицей, а оппоненты Христородицей.

Портрет работы Ф. Эрреры, мл.. XVII век. Лев I Великий. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_I_(папа_римский)#/media/Файл:Herrera_mozo_San_León_magno_Lienzo._Óvalo._164_x_105_cm._Museo_del_Prado.png
Портрет работы Ф. Эрреры, мл.. XVII век. Лев I Великий. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_I_(папа_римский)#/media/Файл:Herrera_mozo_San_León_magno_Lienzo._Óvalo._164_x_105_cm._Museo_del_Prado.png

Феодосий II сперва придерживался несториаства, но после третьего Эфесского Вселенского собора в 431 году отказался от своей идеи, назвал несторианство ересью и осудил Нестория из-за общественного давления. Собрание церковников созвали, вероятно, по настоянию Пульхерии. Проигравшего этот спор выслали в монастырь в Египте. Там он закончил свою жизнь. Но в этой дискуссии, получается, проиграл и сам император, раз ему пришлось подчиниться.

В этом всём было также немало политики. Монофизиты имели центр в Александрии во главе с епископом Кириллом, который особенно рьяно нападал на соперника, а несторианцы, в основном, обитали в Антиохии. И эти места считались очагом их влияния, который им не стоило утрачивать. Единая природа также поддерживалась римским епископом Целестином и изгнание идеологического соперника стало и его победой тоже.

В 444 году новый римский епископ Лев I предъявил претензии своему коллеге из Фессалоникийской епархии. Тот позволил себе осудить другого епископа. Такое право Лев признавал только за римской церковью, являвшейся наследницей церки Петра. И только он мог решать такие дела. Он считал, что сан у них одинаковый, но полномочия разные. Приводил он в пример и апостолов. Хоть они были равны, лишь одному было суждено повести за собой. Через год он обратился к западному императору Валентиниану III, на которого влиял его магистр армии Аэций, чтобы тот выпустил соответствующий декрет. Тот внял просьбе. Лев I получил титул Великий. Так Рим захватывал себе церковную власть.

Кирилл Александрийский
Кирилл Александрийский

Нестория обвиняли в том, что он следует в своих воззрениях персидскому влиянию с его зороастризмом, отрицающим божественные слияния. А это было уже серьёзное обвинение в потворстве врагу, так что политика здесь была наравне с религией. Глубокое философское противоречие мистицизма и рационализма также стояло на первых рядах этого противостояния. Вкупе это всё делало ситуацию крайне опасной. Изгнание осужденного не стёрло из жизни всех его последователей, коих больше всех жило в Сирии, Месопотамии и Эдессе. Позже они уйдут в Персию, где власти им окажут поддержку.

Монофизиты же получили особое распространение в Александрии при следующем епископе
Диоскоре. Могущество этой епархии росло. Возвышение римской церкви он воспринял в штыки, несмотря на прежнее сотрудничество епархий на Эфесском Соборе. Впрочем, так же к нему относился и сам Лев I Великий, видя его конкурентом как в отношении религии, так и в отношениях с Валентинианом III. Они оба были монофизитами, но глава Александрийской церкви считал, что две сущности воплотились в одной божественной". То есть человеческая сущность теряла свою роль.

Диоскор настоял на собрании в 449 г. Эфесского Собора, что получил название “Разбойничий Собор”. Там монофизитство одержало очередную победу над другими течениями. Александрийский епископ быстро убедил других своих коллег подписать нужный документ, подтверждающий его взгляды. После этого Диоскор объявил еретиком и отлучил от церкви Льва I и Константинопольского патриарха. Римский же епископ ответил тем же, но только в отношении всех тех, кто присутствовал на этом синоде.

Есть более поздние свидетельства, что некоторые из участников этого собора подписывали пустые листы, на которых идею изложили уже позже. Про других сказано, что они ничего не подписывали, но подпись была обнаружена. Так этот синод и получил своё название. Он считался незаконным. Поэтому споры продолжились, но Феодосий не смог в них поучаствовать, потому что умер в 450 г. Всё это происходило в то время, когда на пороге империй находились враги - гунны. Но об этом в следующей статье.

Диоскор Александрийский
Диоскор Александрийский

Итоги

Время Феодосия можно охарактеризовать положительно, а его самого назвать созидательным императором, работавшим над законодательным кодексом, постройкой защитных стен в Константинополе. Такую возможность ему предоставил мир с персами и относительно спокойная династическая обстановка, связанная с троном. Но не избежала Восточная римская империя идеологических волнений, связанных с церковными делами. Монофизиты и несториане схлестнулись на Эфесском соборе, в котором вторые проиграли, но не оставили своего мнения. Единая природа Иисуса как Богочеловека оформилась здесь в определённом виде, но ей ещё предстояли ещё этапы становления в качестве канона. Это был не последний спор. Но об этом позже.

Как вы считаете, почему победили монофизиты? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!