Найти тему
Турист-Оптимист

Фолкерское колесо - уникальный шотландский судоподъемник

Когда-то давно, на заре человечества, неизвестный нам первооткрыватель, увидев, проплывающее мимо бревно, осознал, что можно передвигаться не только по земле, но и по воде. Наверное, так и появилось судоходство. А когда естественных водных путей стало недостаточно, люди начали строить судоходные каналы.

В двадцатых годах XIX века два судоходных канала соединили два города в центральной Шотландии - Глазго и Эдинбург. Из-за перепада высот в 116 футов (примерно 35 метров) каналы Юнион и Форт-Клайд стыковались между собой системой из 11 шлюзов. На прохождение этих шлюзов корабли тратили минимум четыре часа.

студенты на канале Юнион (фото из открытого источника)
студенты на канале Юнион (фото из открытого источника)

Железная дорога между Глазго и Эдинбургом, открытая в 1842 году, "украла" у каналов большую часть пассажиров. Водным путем через шлюзы стали пользоваться, в основном, промышленники и коммерсанты.

После Первой мировой войны закрылись два основных бассейна канала Юнион - порт-Гамильтон и порт-Хоуптаун. Протянув немного больше ста лет, водный путь между Эдинбургом и Глазго прекратил своё существование. В 1933 году канал был официально закрыт, а несколько лет спустя демонтировали и засыпали шлюзы.

Слейтфорский акведук, канал Юнион (фото из открытого источника)
Слейтфорский акведук, канал Юнион (фото из открытого источника)

В 1993 году в Великобритании вышел закон о Национальной лотерее, согласно которому часть выручки от продажи лотерейных билетов должна была идти на "благие дела" - финансирование глобального футуристического проекта, способного стать символом наступающего нового тысячелетия. В 1996 году таким стал проект уникального судоподъемника, позволявшего восстановить исторический водный путь от столицы до Глазго. Частью этого же проекта стало восстановление каналов до их рабочего состояния.

Так появилось Фолкерское колесо - одна из самых посещаемых достопримечательностей Шотландии, изображение которой с 2007 года появилось на банкнотах в 50 фунтов.

50 фунтов Банка Шотландии ((фото из открытого источника))
50 фунтов Банка Шотландии ((фото из открытого источника))

Конструкция Фолкерского колеса невероятно проста - на каждом гребне механизма, который выполнен в виде двуручного кельтского топора, находится ванна с водой - кессон. В кессон заплывает корабль и колесо вращается, поднимая нижнее судно наверх, а верхнее опуская вниз.

Каждый кессон, водоизмещением триста шестьдесят тысяч литров, может вместить одновременно до четырех судов. И поскольку Фолкерское колесо - это наглядный пример закона Архимеда в действии, то обе ванны всегда находятся в равновесии.

Поворот колеса занимает почти шесть минут, а энергии при этом тратится столько же, сколько необходимо, чтобы вскипятить восемь электрических чайников.

(фото из открытого источника)
(фото из открытого источника)

Каждый кессон чуть больше 21 метра в длину и шесть метров в ширину. Высота механизма 35 метров. Сама королева Елизавета перерезала ленточку на открытии судоподъемника 24 мая 2002 года.

(фото из открытого источника)
(фото из открытого источника)

Вечером на подъемнике включают подсветку, и тогда он приобретает поистине фантастический вид!

Для туристов в этом месте создан специальный туристический центр из которого открывается панорамный обзор. Можно просто понаблюдать как работает чудо-механизм, а можно взять экскурсию и прокатиться два раза на колесе - сначала вверх, а после небольшой прогулки по каналу - обратно вниз.

Подробности по ценам есть на сайте.

Как добраться:

  • по железной дороге Эдинбург-Глазго до станции Фолкерк
  • на автомобиле по трассам М8 или М876 (Lime Rd, Tamfourhill, Falkirk FK1 4RS)

Если понравилась статья - ставьте 👍🏻

Добавить автору на новые кеды - 4276 5500 1565 7318 Сбер