Когда заря рисовала на востоке яркими красками начало дня, в доме запахло хлебом. Так здесь давно не пахло . Этот аромат с наслаждением вдыхали не только домочадцы ,но и стены. Хлеб у Паши получился высокий румяный.
Бабушка очень любила печь и всегда делала это с большим удовольствием. Я помню каждую субботу она затевала пирожки в таких обьемах, что их хватало и на нашу семью, и соседям, и ещё бабушка отправляла кого нибудь из нас, внучек, отнести пирожков сватам, папиным родителям. А какие Паски пекла бабушка! Высокие ,с большими белыми шапками, посыпанные крашиным пшеном , они стояли на столе застеленным вышитым рушнеком. Какой аромат , а какой вкус! И всё это всегда было с молитвой.
Вот и сейчас, достав из печи , Паша перекрестила хлеб, поблагодарила Бога за милость его и умыв хлеб холодной водой накрыла его рушником. Мужики ушли управлять хозяйство, а Паша стала собирать завтрак. Поломав хлеб в глиняную чашку,залила его подсоленной водой с подсолнечным маслом и покришив туда дикий чеснок, который идя вчера домой они насбирали по пригорка позвала свекровь.
-Мама идите ,сейчас будем завтракать, я тюрю сделала. Дарья Никитична вышла стуча палочкой и разглаживая цветастый праздничный фартук улыбалась.
-Мама, да вы сегодня как на праздник оделись и платочек беленький повязали. Говорила улыбаясь Паша.
-Да Паша, таперя у мяне праздник! В сенях затопатели и Паша шустро стала сдвигать табуретки к столу. Войдя в хату Кузьма увидев свою Дашу заулыбался .
-Дака!Дака! Так Кузьма научился за много лет выговаривать имя жены, Кузьма раскачивался из стороны в сторону показывая, что ему нравиться её перемены.( Об этом я знаю со слов мамы). Дарья Никитична подошла к столу и прочитав молитвы, перекрестила еду и подала знак садиться за стол. Первую ложку ел отец, а опосля затарохтели остальные. Вот бы ещё молочка, подумала Паша.
- Батя, а корову когда ждать будем? Спросила она, говоря на понятном ему языке жестов. Скоро, ответил Кузьма. Нужно ходить сторожить теленка. А сам улыбаясь представил, как вкусно будет запекать молозиво Паша.
Ждать пришлось не долго. Через три дня впоймали лысенького бычка, так называли белолобых.
Федас и Паша радостные такому прибавлению хлопотали в сарае. Паша натерев солью бычка, попросила мужа, подтянуть его к корове, чтобы она его хорошенько облизал. А ещё Федас принес сена и приготовил воду.
Вот и зажили по веселее. У Гончаровых в то время был сепаратор .
Помню бабушка рассказывала, что за каждую корову нужно было сдать налог сливочным топлёным маслом, а сепаратор был на всю улицу один. И люди которые имели коров приходили к ним перегонять молоко и за это благодарили произведенным продуктом. Это было хорошим подспорьем семье и налог сдавали и на еду оставалось.
Прошла весна. В начале лета после покоса, когда сено стояло в копнах, Федас засобирался ехать с артелью обжигать древесный уголь.
Что произошло дальше вы уже знаете из моих рассказов.
Приятного всем прочтения.
Храни вас Господь и Пресвятая Богородица🙏🙏🙏