Год педагога и наставника скоро закончится. Две трети года уже прошли. А что существенно изменилось за этот год, в сравнении, например, с 2022 годом? Вспомним, какие задачи ставились для проведения этого года.
Да, это точно - признают особый статус педагогов и наставников. Все чиновники уже об этом открыто говорят на всех уровнях и на всех мероприятиях. "Признать особый статус" - это что обозначает на деле?
К любой профессии можно применить такие слова. Что это меняет для многочисленной группы педагогических работников? Какой такой особый статус? А для наставников что изменилось, хотя, как таковой группы с таким профессиональным именем, почти не существует. Были постановления о развитии этой структуры, но есть ли они в каждом образовательном учреждении?
А, главное, как и через что организаторы этого года, собирались осуществить свою цель, чтобы придать педагогам особый статус?
Это проведение всевозможных конференций, форумов, конкурсов, телешоу и других развлекательных мероприятий. Такие мероприятия и раньше были, еще немного других прибавили. В этом участвуют желающие и в небольшом количестве. А для всех педагогических работников что сделали? Закончится этот год, что останется в памяти?
Общее количество школ в России около 40 тыс. В них работают 1.06 млн. педагогических работников. Для них что изменилось? А еще детсады и профессиональные учреждения, вузы, дополнительное образование.
Повышение престижа профессии учителя, об этом всё время говорят. Но сами учителя скажут, что никакого престижа их профессии они не чувствуют. А слова наговорить можно разные, но что от этого изменилось?
По статистике итогов 2022 года примерно в 30% школ нет большинства учителей. Такая проблема даже в больших городах, в том числе и в столице нашей страны. А если вспомнить маленькие сельские школы, то в них один учитель ведет почти все предметы, потому что учебных часов мало, да и условия работы и жизни совсем другие, чем в городе.
Привлекают учителей на село через проект "Земский учитель", но навсегда жить в селе останутся немногие. В некоторых местах заманивают учителей тем, что дают жилье и автомобиль, но сами условия жизни в селе не всем нравятся. Многие ищут более комфортные условия как для себя, для своей семьи и своих детей.
Уровень потребности в педагогических работниках по сравнению с прошлым годом увеличился в 4 раза. Такие данные дает сайт "Авито" по количеству обращений за вакансиями.
Возросла потребность в педкадрах всех направлений. Открываются новые детские сады и школы, но педагогов не хватает. Нужны специалисты в онлайн-школы, для ведения дистанционных курсов, вырос спрос на репетиторов.
Сейчас учатся все, поэтому требуются репетиторы по разным направлениям и для всех возрастов. Нужны тьюторы, методисты, наставники, кураторы, коучи и др, чтобы организовать обучение и досуг разных категорий населения, от детей до пенсионеров.
Многие корпорации ищут хороших преподавателей разных предметов для обучения искусственного интеллекта и нейросетей.
Спрос на педагогические профессии есть, некоторые работодатели даже хорошую зарплату обещают. В реальности же учителя и воспитатели в традиционных школах и детсадах получают зарплату на уровне рабочего без специального образования.
2023 - год педагога и наставника никаких проблем в образовании не решил. Отток кадров продолжается. Часть учителей, вместе с заявлением на отпуск, пишет заявление об уходе по собственному желанию. Из тех, кто идет в отпуск, думают уйти или не уйти, за время отпуска ищут более привлекательную работу, если находят, то пишут заявление об уходе после своего отпуска. Почему уходят? Потому что очень большая ответственность и безмерная нагрузка, а зарплата маленькая.
Реальную ситуацию с педкадрами не знает никто, министр просвещения с радостью сообщает о каких-то улучшениях, из других источником информация более печальная. Если судить о последних постановлениях и законах, то ситуация с педкадрами серьезная. Уже с сентября этого года разрешат работать в начальной школе и детсаду студентам последних курсов. Учителей-предметников для средней школы будут готовить в педколледжах.
Вот такой год педагога, праздничные мероприятия для поднятия престижа педагогической профессии и никаких реальных изменений для учителя в работе и жизни.