Найти тему

Лучше всех: две зарисовки о детском чтении

Я с интересом скольжу глазами по книгам на полке соседа. Нам по 8 лет. Разномастные корешки детских и не очень изданий вызывают любопытство, но от них рябит в глазах. Тааак… Это я уже читала, тут название скучное, а вот это, похоже, что-то интересненькое. Вытаскиваю книжку, рассматриваю обложку, открываю на середине и немного пролистываю… Хм! Ну да, берем! Книжка ложится в небрежную стопку уже отобранных томов на ближайшие пару недель.

- Вот эти я прочла уже, - возвращаю я ему то, что брала ранее, - и у меня еще две штуки осталось, скоро дочитаю.

Рядом стоит дедушка соседа и наблюдает за процессом. И тут его брови ползут вверх:

- Каак? Ты еще не дочитала?.. А вот Стасик брал на три книги больше и уже прочел все. Глотает их молниеносно!

- Еще у меня сегодня четыре пятерки, - гордо добавляет Стас, - а у тебя сколько?

- А вчера ведь шесть пятерок было, - напоминает дедушка о стабильной успешности внука.

- А у меня нет пятерок сегодня. Мы на экскурсию в музей ходили. И видели там…, - я отвечаю, но дедушка соседа снова перебивает меня:

- А вот какую новую энциклопедию мы ему купили! Сам выбрал большую и дорогущую. В классе все завидуют.

Я чувствую себя неуютно. Мне подсовывают энциклопедию, я для приличия пролистываю несколько страниц.

А потом мы идем ко мне, чтобы Стас выбрал что-то из моих книг. Там моя мама, которая улыбается и предлагает по мороженому.

Худ. Виктор Чижиков. Иллюстрация к повести Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Худ. Виктор Чижиков. Иллюстрация к повести Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома"

***

«Опять эти книги!»

9 утра, первый урок, я сонная и злая. Одна половина класса отправилась на урок по английскому языку, а вторая осталась в домике. Да, училась я в то время в частной школе, где у каждого класса был свой отдельный домик с учебным помещением, игровой комнатой и детской площадкой во дворе.

- Ну что, идите к шкафам и выбирайте книги. Будете читать весь урок, а я послежу, чтобы не отвлекались, - говорит учительница.

Я беру какой-то сборник рассказов, медленно сажусь за парту, открываю его и смотрю на текст, но чтение не продвигается. Я блуждаю по словам и строчкам, не понимая смысла, а мысли где-то далеко.

«Ну почему все так несправедливо?! Когда английский у нас, другая подгруппа гуляет на улице. А нас читать заставили. И все потому, что их урок в расписании стоит рано утром, а наш после обеда».

Я беру карандаш в руку и мне так и хочется – хряп! – и сломать его пополам. Вместо этого я беру свои карандаши, засовываю два в нос, два в уши и три беру в зубы.

- Убери их оттуда и выйди из класса! - грозный окрик учительницы не заставляет себя долго ждать. Я выхожу в раздевалку и тоскливо гляжу на шкафчики для одежды. Ладно, тут есть окно, я хоть сквозь него на улицу посмотрю. А там солнышко и золотая осень.

- Неудачники! Лузеры! - кричит Васька Крупницкий, вбегая в класс после урока английского, - все книжечки прочитали? А мы, когда вы будете на инглише, поиграем в вашем шалаше!

И так раз за разом: мы читаем, они гуляют, они гуляют, мы читаем.

В следующий раз я выбрала не сборник рассказов, а книжку о поделках. Там были картинки и немножко описания процесса. Я любила «залипать» в такие штуки, даже если не собиралась ваять что-то сама. Учительница идет по рядам и замечает, ЧТО я «читаю».

- Вы только посмотрите, какую книжечку она взяла! Ну, потом расскажешь, как делать…

- Расскажу. Там еще такие есть – как раз для следующего урока, - отвечаю я.

***

Вот такие истории

Как считаете, подобные ситуации мешают по-настоящему подружиться с книгой?